В зоне СВО, на подконтрольной Украине территории, упал несерийный новый БПЛА С-70 «Охотник». Предположительно, его сбил российский Су-57, с которым он работал в паре. По официальным данным, у России есть лишь три опытных образца «Охотника». Эксперты полагают, что «мозги» С-70 вышли из строя и его ликвидация была вынужденной. Mashnews разбирался, стоит отправлять несерийную технику в зону боевых действий и много ли обломков досталось ВСУ.
«То був БПЛА „Охотник“»
5 октября украинские телеграм-каналы наперебой радовались сбитому «литаку» ВС РФ неподалеку от Часова Яра (Донецкая область, территория, подконтрольная Украине). Сначала эксперты полагали, что упал истребитель Су-25, потом думали, что Су-34. Позже, все-таки, определились: «то був БПЛА „Охотник“». При этом понять, кто его сбил, ни украинские, ни российские провоенные телеграм-каналы сразу не смогли. В итоге стало понятно, что Россия сама беспилотник запустила, сама его и сбила, чтобы не достался противнику.
Mashnews попросил сотрудника СТЦ «Специальный технологический центр» (производит БПЛА «Орлан») посмотреть видео с обломками и оценить, что там могло сохраниться. Он считает, что ВСУ и НАТО много полезного не достанется.
«В пользу России сыграло то обстоятельство, что те люди, которые нашли обломки, не знали, что это такое. Они снимали горящий самолет и радовались, что он сбит. Возможно, что не было повреждено при попадании ракеты, догорело на земле. Я четко вижу только фюзеляж, если он не из вибраниума (вымышленный сверхпрочный металл из вселенной Marvel – прим. ред.), то Украина для себя ничего нового не обнаружит. Полагаю, они могут разобрать двигатель, но не думаю, что это даст много понимания о характеристиках и возможностях «Охотника». Если сгорела вся электроника – еще полетаем», — заключил эксперт.
Авторы телеграм-канала «Крылья войны» также отмечают, что кроме двигателя и фюзеляжа противнику вряд ли что-то досталось.
«Я вижу двигатель АЛ-41Ф1, части фюзеляжа. Ни для ВСУ, ни для НАТО, наверное, ничего интересного там нет. У самого НАТО есть беспилотники типа летающее крыло. Если, конечно, сохранились «мозги» аппарата, – будет больно. Но мы будем надеяться, что они пострадали больше всех. По крайней мере, на видео целой «головы» видно не было», — делится наблюдениями авторы.
Причины, по которым БПЛА вообще пришлось сбивать его же напарнику, тоже, вероятно, кроются в электронике. Возможно, беспилотник сбился с курса. Версию о том, что ВСУ каким-то образом могли перехватить управление, эксперты высмеивают.
Бывший разработчик компании «Сухой» (не работал с БПЛА «Охотник»), считает, что даже если ВСУ получили бы большую часть электроники, это не повлияло бы на применение БПЛА С-70 Россией, но Украина могла бы улучшить свою технику.
«В таких ситуациях главное – коды «свой-чужой». Если есть риск захвата этих кодов, у летчиков существует инструкция, они должны уничтожить их, уничтожить то бортовое оборудование, которое за них отвечает. По оборудованию в целом мы отстаем, поэтому чего-то такого уникального, там, наверное, нет. Понять даже по целому БПЛА, как его легче потом сбивать, наверное, тоже не очень важно, он летает на тех же высотах, что и штурмовики, и условный Patriot его может замечать и сбивать. Единственное – бортовые системы радиоэлектронной борьбы, вот здесь они могут что-то утащить и улучшить свои системы», — говорит разработчик.
«Его использование в зоне СВО – секрет полишинеля»
О том, что БПЛА С-70 «Охотник» уже скоро будут поставлять в войска, Минобороны говорило уже в начале 2024 года. На тот момент к концу подходил процесс совершенствования беспилотника.
О том, что подобного рода «птичку» в России сделать хотят, заявляли еще в 2009 году (Минобороны говорило о перспективе на авиасалоне МАКС). Ведомство сделало заказ на нее в 2012 году. Проект поручили реализовывать совместно КБ «Сухой» и «МиГ». Первый экспериментальный полет «Охотника» прошел в 2019 году на базе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова. Уже через месяц С-70 выполнял тестовый полет в паре с пилотируемым Су-57.
Точные характеристики «Охотника» засекречены, однако известно, что это тяжелый ударный БПЛА типа летающее крыло (размах 19 метров), весит он более 23 тонн (до 25). Исходя из общей массы аппарата, полезная нагрузка может составлять от трех до пяти тонн (по некоторым данным до восьми тонн), то есть при желании, он может нести авиабомбу ФАБ-5000 (на испытаниях уже использовались 500-килограммовые боеприпасы).
Бортовая электроника «Охотника» разработана концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в ГК «Ростех»). К решениям КРЭТа относятся автопилот, системы дистанционного управления, навигация, связь. Помимо боевого применения, БПЛА может усиливать радиолокацию для пилотируемой авиации, с которой он работает в группе.
Скорость полета БПЛА может достигать 1400 километров в час, дальность полета — 6000 километров. Двигатель беспилотника на данный момент – АЛ-41Ф1. Под «Охотник» и Су-57 разрабатывают АЛ-51Ф1. Это двигатель пятого поколения, но оснащать им самолеты и тяжелые беспилотники планировали в 2025 году.
В августе 2024 года первый заместитель гендиректора «Ростеха» Владимир Артяков говорил, что уже скоро С-70 будут поставляться в войска.
«Ведутся полеты нескольких опытных образцов. Параллельно на заводе ОАК идет подготовка к изготовлению установочной партии тяжелых ударных дронов. Проект идет по своему плану», — отвечал он на вопрос РИА «Новости».
Летчик все сделал правильно
Министерство обороны России, на момент подготовки материала, не комментировало происшествие. Российские Телеграм-каналы отмечают, что хоть и не по плану, но стало понятно, что Россия может применять тяжелые ударные БПЛА «Охотник» в зоне СВО и уже начала это делать.
«Появление «Охотника» в зоне СВО — уникальное событие, поскольку БЛА находился в разработке долгие годы, и его реальное состояние было вопросом не одной дискуссии, в особенности после начала спецоперации», — пишут авторы канала «Рыбарь».
На самом же деле, говорят эксперты «Крыльев войны», применение «Охотника» в зоне СВО, хоть и не было официально подтверждено, но то, что он там работает, являлось до сегодняшнего дня не особо охраняемым секретом.
«Раз испытываем, значит есть, что испытывать и это тоже радует. Но бывают и не очень удачные испытания. Для нас это очень технологичный аппарат. Главное — не останавливаться и довести прототип до серийного производства. То, что он там (в зоне СВО, — прим. ред.) работает, мы и так знаем, это такой секрет полишинеля. Официальных подтверждений не было, но рано или поздно должно было случиться, что его кто-нибудь заметит – снимет видео или сфотографирует. Но где еще, если не в рамках СВО, испытывать новые виды боевой техники», — сказали Mashnews «Крылья».
Единственное, о чем сокрушаются провоенные каналы, — чтобеспилотник не был уничтожен полностью – Украине достались обломки, которые, разумеется, отдадут в НИИ на изучение. Вопрос только в качестве этих обломков, смогут ли они что-то сказать о российской разработке.
«Туда бы пару Искандеров и Торнадо-С отправить, чтобы обломки не достались», — пишет автор канала «Хроники операторов БПЛА».
«Крылья войны» отмечают, что хотелось бы много, но сопровождавший БПЛА летчик сделал все возможное.
«Летчик – красавчик. Выполнил команду, выполнил инструкцию. Конечно, нам тут всегда виднее: лучше было бы, конечно, уничтожить, чтобы остались только мелкие обломки», — с издевкой над «диванной аналитикой» говорят эксперты.