Арбитражный суд Московского округа отказался пересматривать решения нижестоящих инстанций.
Опытовое судно проекта 11982 предназначено для проведения научно-исследовательских и океанографических работ и участия в поисково-спасательных работах. Фото: pellaship.ru
Как следует из материалов спора, эта сумма — проценты за удержание военными 2 млрд рублей, причитавшихся заводу из Ленинградской области за строительство опытового судна «Ладога» (проект 11982), пишет издание «Деловой Петербург».
Ещё в 2013 году военное ведомство заключило госконтракт с «Пеллой» на постройку «Ладоги», но в ходе реализации проект корректировался. Как ранее сообщал «Деловой Петербург», корпус судна удлинили и надстроили, водоизмещение увеличили на 125 тонн, выросло число членов экипажа с девяти до 20 человек и т. д. Корабелы сочли, что проект по сути был переработан полностью, «Ладога» же стала головным судном обновлённого проекта 11982.
Изменения привели и к удорожанию проекта: фактические затраты превысили контрактную цену более чем в 2 раза, стоимость «Ладоги» составила 3,2 млрд рублей. В 2018 году судно передали Минобороны, а стороны встретились в суде для разрешения финансовых разногласий.
В октябре 2022 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил требование «Пеллы», взыскав с военных чуть более 2 млрд рублей. Это решение вступило в силу.
Впрочем, на этом споры не закончились. Корабелы попытались взыскать 700 млн рублей процентов на эти 2 млрд рублей за 2018–2023 годы (в августе прошлого года остаток оплаты за «Ладогу» был получен «Пеллой» при помощи судебных приставов). В мае Арбитражный суд Москвы не нашёл оснований для удовлетворения этого требования, его в сентябре поддержала апелляционная инстанция, а в начале декабря — и кассация.
«Закон един для всех, и для министерства обороны тоже. И мы будем подавать жалобу в Верховный суд РФ, поскольку противоречия в этом споре налицо: министерство удерживало 2 млрд рублей, причитающихся нашему предприятию, а компенсации за эти действия мы так и не получили», — заявил «ДП» заместитель генерального директора АО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”» Сергей Иванов.
Завод при строительстве «Ладоги» был вынужден кредитоваться в банках, но при этом не взыскивает с Минобороны проценты, начисленные банками на кредиты, просит взыскать проценты по стандарту — 1/300 ставки Центробанка, добавил топ–менеджер «Пеллы».
«Судами поддержана линия защиты ответчика, в соответствии с которой по сути в действиях истца имеются признаки злоупотребления правом, — считает руководитель направления “реструктуризация и несостоятельность” компании “Некстонс СТП” Арутюн Саркисян. — Это стандартная линия защиты публичного заказчика, особенно в случаях задержек в оплате или разногласий сторон по сумме выполнения работ».
В ходе строительства судна «Пелла» согласилась на внесение технических корректировок без изменения цены, а попытки пересмотреть условия контракта не увенчались успехом, обращает внимание советник и руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.
«Однако “Пелле” удалось взыскать с Минобороны 2 млрд рублей разницы между ценой контракта и фактической стоимостью судна. Это и так большое везение, поэтому ожидать, что удастся взыскать с военного бюджета ещё 700 млн рублей, было бы слишком оптимистично», — полагает эксперт.
Шансы принятия Верховным судом РФ жалобы «Пеллы» к рассмотрению эксперты расценивают как невысокие.