Министерство обороны РФ спорит в судах с Ярославским судостроительным заводом о проектировании и строительстве морского буксира на базе проекта 22870. За работу над модернизацией буксира Минобороны готово было заплатить 2 млрд рублей, но проект ведомство не устроил и от разработки нового судна вовсе отказались. Теперь Минобороны требует от Ярославского судостроительного завода выплаты неустойки.
Первая инстанция в лице Арбитражного суда Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворили иск Минобороны частично. Но Минобороны не теряет надежды и 30 июля подало кассацию.
История длится с июня 2020 года, тогда Минобороны РФ разместило на госзакупках конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка морского буксира на базе проекта 22870 (шифр «Проект 22870М»)» за 2 млрд рублей. Деталей того, в чем должна состоять работа, в конкурсной документации не приводится, так как контракт оборонный.
Заказ получило в сентябре 2020 года ПАО «Ярославский судостроительный завод», который должен был провести разработку конструкторской документации, построить судно, провести швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.
Первым этапом работ должна была стать разработка и представление заказчику проекта модернизированного буксира. Его завершение планировалось до конца 2021 года, стоимость этапа оценивалась в 159 млн рублей.
Однако в декабре 2021 г. департамент Министерства обороны по обеспечению государственного оборонного заказа направил в адрес ответчика замечания на технический проект, а затем Научно-технический совет решил материалы технического проекта не рекомендовать к защите.
На протяжении всего 2022 года судозавод и Минобороны переписывались по поводу доработки проекта судна и в итоге 20 декабря 2022 года заместителем министра обороны было решено расторгнуть контракт, о чем 2 февраля 2023 г. истец уведомил ответчика.
Примечательно, что, как следует из решения суда первой инстанции, итогом затянувшейся доработки проекта стало осознание приемной комиссией Минобороны нецелесообразности выполнения этих работ, то есть судозавод слишком долго возился с проектом, но если бы он его выполнил в оговоренные сроки, то выводы, скорее всего, были бы те же, а претензий к судозаводу не было бы.
«Без предъявления результата работ ответчиком Минобороны России не может приступить к приемке, и, следовательно, не может выявить целесообразность/нецелесообразность выполнения ОКР«, — говорится в решении суда.
Минобороны потребовало от судозавода неустойку за этот срыв сроков выполнения первого этапа работ в размере 15,4 млн рублей, однако суд первой инстанции снизил ее размер до 6,7 млн рублей, апелляция уменьшила неустойку до 4 млн рублей.
Эти решения Минобороны обжаловало в кассационной инстанции, дата рассмотрения дела пока не назначена.