Главная Спецтехника Прогноз беспилотного грядущего: грузовые авто станут автономными через десять лет

Прогноз беспилотного грядущего: грузовые авто станут автономными через десять лет

от admin
Блог о машиностроении и технике | Прогноз беспилотного грядущего: грузовые авто станут автономными через десять лет

Четверть грузовых автомобилей на российских дорогах будут беспилотными, это произойдет уже в 2035 году, прогнозируют исследователи. Действительно ли дальнобойщики останутся без работы, а производители перейдут на выпуск грузовых беспилотников?

Минтранс голосует «за»

В февральском исследовании консалтинговой компании «Яков и партнеры» «Робот за рулем: перспективы перехода на беспилотные автомобили в России» утверждается, что через 10 лет более четверти машин-перевозчиков будут обходиться без помощи водителя, а к 2042 году их число составит восемьдесят процентов от всего парка.

С одной стороны, такое заявление звучит слишком смело, с другой – хорошо согласуется как с политикой Минтранса, однозначно голосующего за развитие беспилотного сектора в России, так и с кадровым голодом: на данный момент в стране остро ощущается нехватка водителей-дальнобойщиков, зарплаты которых к тому же растут не по дням, а по часам.

Напомним, в январе стало известно о том, что специалисты Минтранса подготовили поправки к «концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на дорогах», и именно актуализация этого документа должна стать первым шагом к массовому появлению на дорогах России машин-беспилотников.

Авторы исследования «Робот за рулем…» утверждают, что внедрение автономных перевозок облегчит жизнь абсолютно всем: это сократит операционные расходы компаний, уменьшит количество пробок, снизит число ДТП. Звучит хорошо, но как обстоят дела в действительности? Задатки определенно есть, и неплохие.

Прогноз беспилотного будущего: грузовики станут автономными через 10 лет

Скоростные трассы как палочка-выручалочка

«Сейчас во многих странах, включая нашу, возник жесткий дефицит водителей большегрузов, и одновременно с этим родилась совершенно другая модель потребления в виде маркетплейсов. Людей, которые бы все это перевозили, откровенно не хватает», — комментирует редактор-эксперт Quto.ru (входит в Рамблер&Co) Алексей Кованов. 

При этом у нас есть отличное подспорье в виде двух больших трасс, М11 от Москвы до Петербурга, и М12 от Москвы до Казани, продолжает он. «По этим направлениям запустить беспилотный транспорт будет гораздо проще, чем где-либо еще. Движение здесь полностью бессветофорное, нет населенных пунктов, пешеходных переходов, то есть рисков – абсолютный минимум».

Работы уже ведутся. Главным – и чуть ли не единственным – игроком на пока еще не существующем рынке грузовых беспилотников можно назвать «КамАЗ», который регулярно демонстрирует на выставках образцы таких машин, более того, в тестовом режиме, от хаба до хаба, несколько единиц уже работают на М12. Помимо Камского автозавода разработкой беспилотных тягачей заняты в Navio (бывший SberAutoTech) и недавно продемонстрировали полностью автономный образец. О серийном производстве, впрочем, речь пока не идет, не раскрывается информация и о технологической базе.  

«У нас нет рынка беспилотников»

Наработки есть, заинтересованные в этой теме опытные производители – тоже, есть и трассы, для которых можно легко создать цифровую карту, есть даже реально существующая, готовая к работе техника. И ряд очень весомых «но». Первое: внезапно выпавший снег, сошедшая с дорог разметка, плохое состояние трасс – эти привычные для любого водителя моменты могут поставить крест на автономном передвижении грузовиков, оставив за ними только несколько направлений на всю страну.

Второе: существует множество отчетов, в которых говорится о том, что себестоимость перевозок благодаря использованию беспилотников уменьшается в разы, но нет ни одного отчета, в котором бы содержались сведения о том, сколько же такой грузовик стоит, и заинтересует ли его цена компанию-перевозчика, или же будет дешевле приобрести обыкновенный тягач и нанять для работы на нем нескольких водителей?

Читать также:
Atlant есть, регистрации нет. Чем испытывает судьбу «Соллерс» выпуская грузовые авто без дизайна товарного знака

Впрочем, не экономикой единой. «У нас нет рынка такой техники, потому что нет самой техники. То, что идет опытная эксплуатация – не в счет, это все «пилотники», там в любом случае находится водитель-инженер, или водитель-оператор, испытатель, можно называть его как угодно. У нас на данный момент не может быть беспилотных перевозок, потому что не позволяет законодательная база и фактические условия эксплуатации», — говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.  

По его словам, прежде чем наладить перевозки даже между Москвой и Петербургом, надо сделать очень многое: «Подумать о заправках, погрузке-разгрузке, и если эти вопросы решены, все равно не получится обойтись без обычных грузовиков: беспилотные машины будут ограничены маршрутом от хаба до хаба – а дальше?».

Собеседник Mashnews указывает на то, что Россия здесь отнюдь не отстающая, не слабое звено и не исключение из правил. Рабочая комиссия в Женеве пока так и не определилась с внесением поправок в европейское законодательство по части автономных перевозок, а в США беспилотный транспорт используется только в качестве эксперимента под тщательным надзором, и то лишь в нескольких городах.

Прогнозы и реальность

Еще одна проблема: непосредственно производство. Оставить любой российский автозавод без импортных комплектующих – и он встанет в тот же день. С «самоходными» грузовиками аналогичная ситуация. «Параллельно надо решать вопросы компонентной базы, часть ее покупная. А строить такие системы на покупной базе – не очень разумное решение», — считает Максим Кадаков.

«Для меня несколько забавным звучит предположение о том, что у нас какой-то грандиозный процент транспорта в ближайшие десять лет станет беспилотным, — подытоживает Алексей Кованов. – Все это напоминает историю 2016 года, когда состоялась презентация обновленного UAZ Patriot, и ульяновские инженеры уверяли меня, что в 2020-м в серию пойдет беспилотная версия этой модели. Мы сейчас с вами уже в 2025 году, и не видели не то что беспилотного «Патриота», но даже «Патриота» с автоматической коробкой передач. Любые прогнозы, которые бы сейчас не делались, крайне далеки от реальности».

В пресс-службе «КамАЗа» запрос Mashnews оставили без комментария.

СПРАВКА MASHNEWS

В сентябре 2024 года компания StarLine начала испытания беспилотного тягача без человека за рулем. Испытания с оператором-испытателем в пассажирском кресле прошли на трассе М11. Грузовик двигался по маршруту от пункта погрузки в Санкт-Петербурге до пункта разгрузки в Москве и обратно, используя нейросети и цифровую модель дороги.

В декабре 2024 года российская компания Navio (бывший SberAutoTech) представила беспилотный магистральный тягач, который соответствует международной классификации L5. Это значит, что он может передвигаться на сто процентов автономно, без участия человека: в нем в принципе не предусмотрено места ни для водителя, ни для оператора, нет также и привычных органов управления. О технологической базе не сообщается, известно лишь, что машина оборудована целым комплексом радаров, лидаров и камер с углом обзора 360 градусов. На данный момент разработчики Navio L5 приступили к полному циклу испытаний.

А в январе 2025 года на Нижнетагильском металлургическом комбинате запустили в работу отечественные беспилотные грузовики. Два автономных электрогрузовика производства российской компании «ЭвоКарго» перевозят по территории комбината ЕВРАЗ НТМК пробы металла и темплеты стальных заготовок.

В феврале назвали число аварий с участием беспилотных авто в России: за время тестирования, проводившегося с апреля 2022 по ноябрь 2024 года, было зафиксировано 36 ДТП, из них – только два по вине автономных машин.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | Прогноз беспилотного грядущего: грузовые авто станут автономными через десять лет

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике