Транспортная компания «Транс-Балт» получит с «Волгабас» пени за срыв поставок партии автобусов для Ленинградской области.
Задержка составила 10 месяцев. 5 июня Арбитражный суд Москвы посчитал, что производитель автобусов должен выплатить перевозчику 264 млн рублей и пошлину в размере 1,7 млн рублей. На обжалование у сторон есть месяц.
Стоит отметить, что сумма могла быть выше. Изначально «Транс-Балт» требовал с «Волгобас» 307 млн рублей. Однако задержка пришлась частично на период действия моратория на банкротство компаний, и суд при пересчете пени этот период исключил.
Договор о поставке 300 автобусов модели VOLGABUS 5270 (низкопольные автобусы большой вместимости, работающие на природном газе, — прим. ред.) стороны заключили еще в октябре 2021 года. Общая цена договора составила 3,5 млрд рублей, каждый автобус стоил 11,7 млн рублей. Планировалось, что в Ленобласть автобусы будут поставлять в несколько этапов, последняя партия должна прибыть в мае 2022 года. Но по факту перевозчик получил свой заказ лишь в конце февраля 2023 года.
В рамках договора стороны изначально определили на случай задержек неустойку в размере 0,07% в день в размере от общей стоимости заказа. Мораторий на банкротство компаний действовал с 1 апреля по 1 октября 2022 года. Несмотря на то, что в истории с «Волгабасом» и «Транс-Балтом» речь шла именно о выполнении обязательств поставки, суд посчитал, что мораторий вполне применим и к этой истории, поскольку договор заключался еще до начала 2022 года и участники не могли знать, насколько в начале года изменится экономическая обстановка.
Правда, даже если производитель автобусов не оспорит судебный акт, сумма к выплате окажется значительно ниже. Дело в том, что у «Волгобаса» также есть финансовые претензии к «Транс-Балт» — но уже по другому договору. В 2023 году компании договорились о поставке 136 автобусов модели VOLGABUS 5270G4 на сумму 2,24 млрд рублей. Цена каждого автобуса составила 16,5 млн рублей. «Транс-Балт» перечислил поставщику 1 млрд рублей аванса, а «Волгабас» начал поставки автобусов. К декабрю 2023 года все транспортные средства перевозчик получил, однако не доплатил производителю 89,7 млн рублей. Именно эту сумму и неустойку в размере 22,4 млн рублей Арбитражный суд Москвы взыскал с «Транс-Балта» и сразу произвел зачет встречных требований. Таким образом, фактически «Волгабас» должен выплатить «Транс-Балту» 153 млн рублей.
«Транс-Балт» в рамках муниципальных контрактов осуществляет пассажирские перевозки в Ленинградской области. Согласно официальному сайту предприятия, сейчас в ведении перевозчика находится 49 маршрутов. Компания входит в Национальную транспортную ассоциацию, объединяющую также петербургских перевозчиков «Питеравто», «Вест-сервис», московского оператора автобусных перевозок «ТМП-20». Выручка «Транс-Балт» по итогам 2024 года составила 1,8 млрд рублей, снизившись на 40%, предприятие получило убыток в размере 244 млн рублей.
За 2024 год ухудшились финансовые показатели и у «Волгабас». Выручка компании упала на 70% до 2,2 млрд рублей. Правда, компания смогла отработать «в плюс», чистая прибыль по итогам 2024 года составила 155 млн рублей. Сейчас в модельном ряде компании девять видов городских автобусов, три междугородних и одна модель троллейбуса на автономном ходу. Производственные мощности компании, входящей в холдинг «Бакулин моторс групп», позволяют производить ежегодно 3 тыс. автобусов, по оценкам самого «Волгобаса», доля продукции предприятия на рынке в сегменте большого и особо большого классов составляет 17%.