Росавиация планирует оснастить российские аэропорты системой обнаружения и подавления дронов. В настоящее время большинство аэропортов оснащены боевыми средствами ПВО. Mash News исследовал лучший способ защиты аэропортов, сколько это будет стоить и не нарушит ли это полеты.
Обещание защиты
Системы борьбы с БПЛА будут установлены в 31 российском аэропорту, сообщил 12 декабря начальник управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко.
Какие аэропорты будет обслуживать Росавиация, неясно, и господин Мартыненко об этом ничего не сказал. Какая система будет использоваться и сколько это будет стоить.
«Сразу надо сказать, что в стоимость защиты объекта входит не только стоимость оборудования и монтажных работ, но и комплексное предпроектное исследование объекта на основе модели угроз, модели защиты и проектирования. Документы находятся на стадии разработки создано», — рассказал Юрий Некрасов, заместитель директора департамента проектов противодействия БПЛА группы FTC (входит в ассоциацию Aeronext.
Сейчас минимальная цена на российскую огневую точку, способную обеспечить минимальную защиту от беспилотных летательных аппаратов в аэропортах, начинается от 150 миллионов рублей, поясняет Юрий Некрасов. Стоимость более сложных систем может превысить 500 миллионов рублей.
Только ПВО — мало
В сфере защиты от дронов, судя по нашей практике, принято решать проблемы только тогда, когда они возникают. Превентивно – Никогда. Еще до начала СВО количество полетов дронов вблизи аэродромов росло год от года (рост на 305% с 2019 по 2021 год). По статистике «Рубеж Инжиниринг», в месяц на один аэропорт приходится от 5 до 10 обнаружений дронов».
Даже после начала спецоперации в феврале 2022 года и активного использования беспилотников обычные системы ПВО сохранили защиту от БПЛА. Правда, это не всегда защищало нас от неожиданных атак вражеских дронов.
Поэтому ПВО не смогла справиться с налетом на аэродром Сольцы Новгородской области (по некоторым версиям, один стратегический учебный бомбардировщик Ту-22М3 был поврежден или уничтожен). Потом был налет на Псков, объединенный аэродром Кресты (гражданской и военной авиации), где из стрелкового оружия попытались сбить БПЛА (спойлер: это крайняя мера при приближении дрона).
Из-за атак на Москву неоднократно переносились рейсы в крупнейших аэропортах страны — Шереметьево, Домодедово и Внуково. С 3 мая московские аэропорты подвергались атакам дронов 25 раз. Но и здесь ПВО справилась хорошо.
После одного из таких случаев в Шереметьево установили систему защиты ЭНОТЕ-СД. В настоящее время он контролируется оператором, но в будущем компания надеется связать его с ИИ. Неясно, какие системы установлены в Домодедово и Внуково.
«Например, если произойдет атака беспилотника на аэропорт в Московской области, всем самолетам, находящимся на земле, будет запрещен взлет. Самолетам, направляющимся в аэропорт, будет дано указание отклониться от курса и отойти в сторону». Самолеты, взлетающие и приземляющиеся одновременно с сигналом, должны каким-то образом завершить маневр. То есть они делают все возможное, чтобы свести к минимуму участие гражданской авиации в происходящем, и поэтому это не будет никаким препятствием для системы обороны», — заявили в Telegram-канале «Крылья войны».
«Что касается существующих систем, таких как ЭНОТ-СД, которая была развернута в Шереметьево в ноябре», — продолжает Wings of War. «По заверениям разработчиков самой системы и ее программного обеспечения, можно различать БПЛА и другие объекты в небе, что исключает влияние мер подавления на самолет и не влияет на функциональность самолета. «Аэропортовое и авиационное наземное радиотехническое обеспечение связи».
Чтобы избежать катастрофы, связанной с нападением Украины на российскую территорию, Россия закрыла 11 аэропортов в приграничных районах, включая Белгород, Курск и Брянск. Разумеется, системы борьбы с БПЛА не дадут им открыться. Летать будут не только дроны, но и ракеты. При этом 13 декабря губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что краснодарский аэропорт Пашковский может открыться после тестовых полетов из Внуково (которые должны состояться 15 декабря). Крым и Липецк не готовы пойти на такие меры.
Наш ответ их беспилотникам
«Сегодня предпочтение отдается не конкретному производителю, а системе с необходимым функционалом. Необходимо решить две задачи: своевременное обнаружение опасных объектов и их эффективную нейтрализацию», — говорит Юрий Некрасов.
Он подчеркивает, что особенностью аэропортов является самое жесткое требование в области электромагнитной совместимости (ЭМС), то есть система защиты не должна оказывать негативное влияние на работу оборудования, обеспечивающего функционирование аэропорта.
«В настоящее время не существует системы, полностью удовлетворяющей ЭМС аэропортов. Однако необходимые комплексы можно собрать из решений различных российских производителей», — поясняет Некрасов.
В России есть ряд компаний, специализирующихся на производстве средств подавления БПЛА. Сейчас сами производители дронов, прекрасно разбирающиеся в характеристиках своей продукции, выпускают так называемые антидроны.
Научно-исследовательский институт «Вектор» недавно выпустил в открытый доступ «SERP-VS». В сочетании с системой наблюдения, которая может различать дроны, птиц или самолеты, она может быть эффективной на расстоянии до 3 километров. Как заявляет сам НИИ «Вектор», «целевыми потребителями» его продукции являются, в частности, аэропорты и вокзалы.
Система наблюдения также производится той же компанией Vector. Одна из них, PARL (Полуактивная радиолокационная станция), способна распознавать объекты и идентифицировать по ним БПЛА. Она может отдать приказ SERP подавить дрон.
«Оснащение аэропортов сложными радиоэлектронными системами требует строгого соблюдения требований электромагнитной совместимости с радиоэлектронным оборудованием, обеспечивающим безопасность полетов. Соответствует ли жизнь пассажиров этим требованиям? Современные системы противодействия БПЛА приспособлены для обнаружения опасных воздушных объектов с помощью специфические характеристики.Благодаря алгоритмам на основе нейронных сетей эти системы надежно идентифицируют все мелкие и медленные объекты мира.При этом в процессе обучения нейронной сети (на конкретных объектах) комплекс учится отличать дроны от другие объекты, например птицы», — заявили в FTC.
Трехкилометровые зоны обнаружения, подобные SERPA, предназначены для крупных аэропортов. Есть решение для небольших объектов. Например, «Барьер РИ Купол» компании «Рубеж Инжиниринг». Площадь составляет 1,5 квадратных километра. Помимо расстояния, немного меньше и диапазон подавления частот.
«Для региональных аэропортов стоимость решений по защите от БПЛА может быть значительно ниже, так как зона покрытия меньше из-за меньшей интенсивности полетов и менее сложная радиоэлектронная обстановка», — отмечает Юрий Некрасов.
В идеале охраняемый объект должен иметь две технические системы: одну для обнаружения, другую для подавления).
Для обнаружения БПЛА:
- — Многоканальный радиолокационный датчик движения;
- — Идентификатор радиочастоты;
- — модуль контроля;
- — Плюс модуль распознавания видео.
Для подавления БПЛА:
- — Исходный модуль прерывания связи между оператором и дроном:
- — модуль контроля;
- — устройство передачи видеоданных;
- — Навигационный модуль.
«Одной системой управляться очень сложно. Как показала практика, идеальной системы не существует, поэтому безопасность аэропорта может быть обеспечена несколькими системами и подходами к обеспечению такой безопасности. ПВО тоже входит в их число: не только под забор обычного аэропорта, но по определенной границе или радиусу далеко за пределами территории. Это палка о двух концах с человеческим фактором, который может угрожать «Крыльям войны». Главное здесь — иметь различные системы на месте и быстро обмен данными и текущая ситуация. «Пишу».
На практике проверять не хотелось бы
Обсуждая, почему охрана аэропорта заняла так много времени, эксперты указывают на бюрократию.
«Мудрые мысли приходят потом. Есть поговорка, которая лучше всего отвечает на любой вопрос: «Где ты был раньше…»» На самом деле, если человек живет мирной жизнью, он каким-то образом становится невосприимчивым к негативу, и средств на безопасность выделяется не так много, как следовало бы. Но в нашей стране всегда так. Сначала что-то происходит, потом мы пытаемся оградить себя от повторения случившегося. Мы рады, что принято решение о внедрении такой системы и что она будет реализована. Мы — бюрократическое государство с огромным количеством чиновников разного уровня, натянутыми отношениями с технологически развитыми «западными» компаниями и режимом санкционного давления с их стороны. Поэтому чуть больше полутора лет до «новой эры» (без учёта последних нескольких лет) — это не так уж и много», — отмечают в Wings of War».
Эти системы определенно необходимы, и Криглиа считает, что они помогут усилить безопасность в аэропортах. И в дальнейшем, после окончания школы, они уже не будут лишними.
Но пока на Украине продолжаются боевые действия, полной безопасности не будет.
«Лучший способ защитить российские аэропорты от атак беспилотников украинских военных — это завоевать Северный военный округ или хотя бы создать «санитарную зону» на «старой» границе России с Украиной. Но первый метод, конечно, более эффективен, говорят авторы.