Российской компании-разработчику авиационной техники не удалось зарегистрировать товарный знак на семейство вертолетных двигателей ВК-2500, которые она производит. MASHNEWS рассказывает, зачем «ОДК-Климову» понадобилась такая торговая марка и как российский двигателестроитель попал в языковую ловушку.
ВК — это Климов
АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) проиграло Роспатенту дело в Суде по интеллектуальным правам. «ОДК-Климов» потребовала отменить решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака «ВК-2500». Однако суд счел доводы господина Росспатента убедительными. Решение было принято 30 ноября.
Споры ведутся вокруг названия «ВК-2500», под которым производятся двигатели для вертолетов Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27 и Ка-52.
Роспатент полагает, что «ВК-2500» не является товарным знаком, а «буквенно-цифровым обозначением, используемым только в качестве названия модели». А «ОДК-Климов» называет «ВК-2500» «аббревиатурой, которая является словом с точки зрения русского языка» (имя, связанное с авиаконструктором Владимиром Климовым (1892-1962).
Товарный знак «ВК-2500» подан на регистрацию 15 сентября 2022 года. В ОДК-Климов пояснили, что регистрация необходима для индивидуализации двигателей, поставляемых на Казанский вертолетный завод, «Ростбелтл», ААК «Прогресс», Улан-Удэнский авиационный завод, «Вертолеты России», «Кум АПП» и за границу.
В качестве доказательства необходимости индивидуализации компания представила материалы многочисленных посещений выставок и публикаций в СМИ.
Однако в самый день подачи заявки «ОДК-Климов» получила отказ от Роспатента. «ОДК-Крымов подала возражение. Однако 30 марта 2023 года Коллегия Роспатента подтвердила правильность первоначального решения ведомства.
Роспатент утверждает, что в документах Климова нет данных о поставках товара конечному потребителю, расходах на рекламу, информации о сфере использования, а также существует вероятность того, что двигатель ВК-2500 является Он также отметил, что результаты одного опроса общественного мнения не были предоставлены. Особенно в случае с «ОДК-Климов».
Компании не согласились с позицией Роспатента и в своем возражении указали, что конечные потребители известны — это судостроение и авиастроение, куда поступает продукция «ОДК-Климов». А название — это аббревиатура фамилии и имени Владимира Климова и отсылка к мощности двигателя — 2500 лошадиных сил.
Роспатент такое объяснение не удовлетворило. «Предоставленная информация об этимологии предлагаемого наименования представляет собой субъективное мнение заявителя», — говорится в решении Роспатента.
Роспатент также не согласился с результатами опроса 35 представителей отрасли, проведенного «ОДК-Климов». В частности, было показано, что маркировка «ВК-2500» признана экспертами не товарным знаком, а классом двигателей.
Возникли вопросы и к самой заявке на регистрацию товарного знака, в которой указаны шесть классов Международной классификации товаров и услуг, пять из которых не связаны с двигателестроением. Первым пунктом заявки был класс 6 «Машины, оборудование и инструменты». Однако ИКТУ класс 16 (производство печатной продукции), класс 20 (изготовление изделий из мебели, пробки, камыша, китовых костей, ракушек), класс 37 (строительство зданий, дорог, мостов, трубопроводов), класс 40 (переработка древесины) Отходы и отходы), 42 уровень (Научные исследования и техническое консультирование).
Компании часто желают зарегистрировать товарные знаки для продуктов, отличных от их основной продукции, и MASHNEWS подробно об этом писал. Товарный знак может быть зарегистрирован, если компания может подтвердить, что товар производится собственными силами или на заказ.
Битвы лингвистов
После того как Роспатент в итоге отказал «ОДК-Климову», компания обратилась в Суд по интеллектуальным правам с новыми исками.
Суду были представлены выводы Елены Гекиной, исследователя неологизмов, составителя серии словарей, работающей в Институте лингвистических исследований РАН.
Правовые дебаты плавно перешли на филологические и даже философские аспекты. Представители «ОДК-Климов» утверждали, что в их случае аббревиатура представляет собой полное слово и поэтому может быть зарегистрирована как торговая марка.
Роспатент с этим не согласился, сославшись на то, что это произойдет только в том случае, если целая группа потребителей признает аббревиатуру другим словом.
«Заявленное наименование «ВК-2500» представляет собой простое сочетание букв русского алфавита без словесных свойств и цифр, написанных стандартным черным шрифтом», — постановил Суд по интеллектуальным правам и отказался изменить решение. Патент Росса.
Мода или маркетинг
Мир двигателестроения невелик, и все производители знают друг друга. Если регистрация товарного знака может помешать производителям подделывать потребительские товары, трудно представить себе пиратство в авиационной отрасли. Почему «ОДК-Климов» так настойчиво пытается зарегистрировать знак ВК-2500, MASHNEWS направил в компанию запрос. Ответа у нас нет, но мы обратились к экспертам.
«Торговые марки вертолетных двигателей очень распространены и позволяют производителям создавать узнаваемые бренды», — рассказал MASHNEWS директор Координационного центра научных исследований ГУАП, член Экспертного совета Платформы НТИ Алексей Рабин.
Мы также стандартизируем брендинг промышленной продукции, не предназначенной для массового покупателя. Это касается как военной продукции (сирени, герани, тополя и т д.), так и гражданской продукции (ласточки, иволги и т д.).
«Название двигателя обычно определяется производителем исходя из технических характеристик, целевого рынка и маркетинговой стратегии», — говорит Алексей Рабин.
Для российского авиастроения характерно использование сочетаний букв и цифр в названиях техники, например, вертолет Ка-52, самолет Ту-154, двигатель НК-8. Российские производители – не единственные, кто так поступает. Airbus A380, Boeing 737-8CT, сообщил в интервью MASHNEWS управляющий партнер Национального центра интеллектуального капитала Максим Дыслюк
«Несмотря на участие большинства стран в отрасли и вхождение большинства вертолетных компаний в Холдинг «Вертолеты России», бизнес остается бизнесом. И у вертолетостроительных, и у двигателестроительных компаний есть свой менеджмент, маркетинг и ключевые показатели эффективности. А еще есть конкуренция внутри отрасли.Очень сложно представить крупные компании, копирующие флагманские бренды друг друга.Вряд ли Мирия использует бренд Казанского вертолетного завода.А вот индивидуализация отдельных продуктов,особенно разработанных совместно,-это совсем другое дело.Недоразумения и споры Здесь происходят, это возможно», — говорит Максим Дыслюк.
Эксперты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция увеличения «интеллектуального капитала» среди организаций, входящих в «Ростех», а желание «ОДК-Климов» зарегистрировать двигатель как товарный знак преследует вполне реальные цели. Он подчеркнул, что такая возможность есть. По словам Максима Дыслюка, их четыре:
- Дальнейшее расширение правовой защиты в других странах через Мадридскую систему международной регистрации товарных знаков – российские двигатели активно поставляются в страны Азии и Африки, и защита от копирования очень важна в этих странах;
- Увеличить капитал компании – исключительные права на товарный знак по-настоящему известного продукта могут иметь высокую коммерческую стоимость в десятки и даже сотни миллионов рублей;
- дополнительный контроль за производством/ремонтом;
- Чтобы обеспечить защиту продукта.
С другой стороны, Алексей Рабин отметил, что регистрация товарного знака ICGS по большому количеству непрофильных классов может свидетельствовать о том, что «ОДК-Климов» решила повысить узнаваемость своего бренда и разработала подходящую маркетинговую стратегию, отметил я.
Решение относительно товарного знака «ВК-2500» пока не имеет юридической силы. У «ОДК-Климов» есть два месяца на апелляцию.
Помощь Mash News
- Турбовальный двигатель ВК-2500 представляет собой модернизированную версию двигателя ТВЗ-117, разработанного в ОКБ в 1972 году. Главным преимуществом двигателей семейства ВК-2500 является увеличенный межремонтный ресурс (до 2000 часов).), цифровая система автоматического управления и возможность работы даже в высокогорных регионах и жарком климате. «ОДК-Климов» является не только разработчиком, но и единственным производителем семейства двигателей ВК-2500.
- Владимир Климов (1892-1962) — авиамоторостроитель, генерал-майор авиационной техники, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, четырехкратный лауреат Сталинской премии.