Нидерландский судостроительный концерн не поставил в Россию буксиры ледового класса, не вернул 27 млн долларов аванса и потребовал с Росморпорта еще почти 600 млн рублей. Но из этого ничего не получилось.
Damen наступает… и проигрывает
Неудачей окончилась попытка Damen Shipyards взыскать с Росморпорта 598 млн рублей за нарушение договора, которое, по утверждению нидерландской компании, допустила российская сторона.
Компания Damen Shipyards должна была поставить Росморпорту буксиры ледового класса, за что получила аванс в размере 27 млн евро, а потом отказалась от поставок, сославшись на санкции. И аванс не вернула. Росморпорт получил компенсацию за аванс по банковской гарантии, но из-за колебаний курса потерял 598 млн рублей и посчитал, что эту сумму должен выплатить Damen.
Нидерландская компания в свою очередь обвинила российского партнера в нарушении условий договора и потребовала компенсацию в точно таком же размере — 598 млн рублей. 16 января Арбитражный суд Москвы отказал Damen во встречном иске и обязал нидерландскую компанию выплатить Росморпорту курсовую разницу. Решение не вступило в законную силу, у Damen есть месяц на обжалование.
Стоит отметить, что ранее Росморпорт уже неоднократно выигрывал в российских судах иски к Damen из-за невыполненных обязательств, Mashnews следил за этими процессами. Если изначально иностранная компания не заявляла никаких встречных требований и свою линию защиты строила на том, что убытки Росморпорта не доказаны, то в этот раз пошла в наступление, сославшись на то, что в ноябре 2020 года российская компания пообещала, что не будет требовать от Damen действий, которые запрещены законодательством других стран.
Однако Арбитражный суд Москвы обратил внимание на то, что это обещание было бы актуально, если бы Damen выполнил свои обязательства и поставил буксиры. Но так как этого сделано не было, то и требования Росморпорта, в том числе по возврату денег, несмотря на заявления Damen о санкционных запретах, вполне обоснованы.
Во время разбирательства представители Damen предложили произвести зачет встречных требований, но так как иск иностранной компании суд отказался рассматривать, то это предложение осталось непринятым.
Адвокат NSP Сергей Бахмисов, изучивший по просьбе Mashnews решение Арбитражного суда Москвы, обратил внимание на то, что Damen не привел обоснования, объясняющего откуда у компании взялись убытки 598 млн рублей.
«По всей видимости, Damen подвели данный расчет к сумме исковых требований Росморпорта (598 млн против 598 млн), чтобы полностью зачесть требования истца. Видимо, это был «последний рубеж» возражений Damen против иска Росморпорта в этом деле», — отметил Сергей Бахмисов.
«Заявленные требования Damen о взыскании убытков в виде понесенных расходов в данном случае выглядят как элемент «активной защиты», чтобы попробовать добиться зачета встречных однородных требований. Это, скорее, исключительная ситуация, чаще иностранные компании пытаются доказать, что введение санкций носит характер непреодолимой силы», — сказал Mashnews Игорь Ланин, руководитель практики по разрешению споров юридической фирмы Skif Consulting.
Юрист, представляющая интересы Damen в России, отказалась комментировать Mashnews обстоятельства дела.
СПРАВКА MASHNEWS
- Damen Shipyards — нидерландская корпорация со штаб-квартирой в Горинхеме, строит разные типы судов, включая военные корабли. Ведет бизнес в 120 странах. Корпорация имеет более 30 судостроительных и судоремонтных верфей.
- ФГУП «Росморпорт» создано в 2002 году для развития морской транспортной инфраструктуры России. За 2023 год выручка ФГУП составила 45 млрд рублей, чистая прибыль — 20 млрд рублей.
В поисках альтернативы
По договору с Damen, из-за которого Росморпорт потерял 598 млн рублей, нидерландская компания должна была построить два буксира ледового класса ARC6 и одно судно нефтемусорасборщик.
В рамках других контрактов с Damen Росморпорт намеревался получить семь буксиров ледового класса ARC6.
Росморпорт активно использует технологические решения Damen. Для починки судов и вышедших из строя систем предприятие привлекает малый и средний бизнес. Так, в начале января Росморпорт искал подрядчиков для ремонта системы управления технологического комплекса Damen Dredge Monitoring System на земснарядах «Кадош» и «Соммерс».
Также предприятие пытается найти исполнителей на заказы, которые сорвались из-за ухода из России Damen. В конце 2024 года Росморпорт провел запрос котировок по строительству буксира ледового класса ARC6. Единственную заявку подал Судостроительный завод им. М.Е. Бутомы, указавший что стоимость работ составит 3,78 млрд рублей. С ним Росморпорт и заключил договор. Для крымского предприятия строительство ледового буксира будет новым опытом, раньше предприятие специализировалось на танкерах и лихтеровозах.
Тем не менее, судя по опубликованным Росморпортом объявлениях о закупках, полностью весь объем заказов, которые изначально взялся выполнить Damen, передать другим исполнителям пока не удалось.
Mashnews направил запрос в ФГУП «Росморпорт».
Гарантия дает разницу
Российские компании, столкнувшиеся в 2022 году с невыполнением обязательств со стороны иностранных партнеров, активно обращаются в российские суды с требованиями о выплате авансов, неустоек и компенсаций. Иностранные компании зачастую игнорируют эти процессы. Активность Damen на этом фоне выделяется.
Ведущий юрисконсульт военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Павел Федоров в беседе с Mashnews высказал предположение, что иностранные компании со временем усилят присутствие в российском арбитраже и курсовая разница может сыграть в этом процессе заметную роль.
Сейчас исков, связанных с убытками, полученными компаниями из-за колебаний курса, мало. Если Росморпорт оперативно получил средства по банковской гарантии, то у других компаний этот процесс может затянуться на месяцы и даже годы, особенно, если необходимость в выплате гарантии придется доказывать через суд. Между тем, из-за ушедших из России иностранных производителей отечественным компаниям пришлось пересматривать масштабные проекты во многих отраслях, в том числе и тех, где исполнение проектов длится годами, например, в судостроении или космонавтике. А договоры по банковской гарантии заключаются, как правило, когда проект только начинается. Соответственно, при выплате гарантии компании рискуют получить значительно меньше и, по словам Павла Федорова, вполне логично ожидать, что компании, потерявшие деньги из-за курса валют, пойдут в суды.
На этом этапе, по оценкам эксперта, иностранные компании могут участвовать в процессах, правда, Павел Федоров выразил сомнения в том, что отечественным предприятиям будут предъявляться какие-то встречные требования.
Замруководителя Федерального Центра Медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов в беседе с Mashnews отметил, что скорее всего споры из-за курсовой разницы будут решаться именно в российских судах.
«Чтобы обращаться в иностранные суды или арбитражные учреждения у сторон в контракте должна быть закреплена соответствующая подсудность или арбитражная оговорка», — пояснил Владимир Кузнецов. Учитывая, что компании, столкнувшиеся с отказами в поставках, как правило, уже судятся по судьбе своих договоров в российских судах. Даже если при заключении договора, в нем указывалось, что судебные разбирательства должны быть в стране компании-производителя оборудования, то этот нюанс к моменту возникновения спора о курсовой разнице уже «просужен» и компания добилась переноса разбирательства на территорию Россию.
«Если иностранные компании обратятся в суды вне российской юрисдикции, на настоящий момент в практике, в том числе Верховного Суда, сложился подход, согласно которому привлечение российской компании к участию в рассмотрении дела иностранным судом (преимущественно недружественных юрисдикций) может быть воспринято как недобросовестное поведение», — рассказал Владимир Кузнецов и обратил внимание, что такой прецедент может усложнить для иностранной компании и без того непростые отношения с российским правосудием.