На калининградском заводе «Автотор» в конце января приступили к сборке большого рамного внедорожника BAIC BJ60. Его называют по-разному: и «убийцей UAZ Patriot», и «прямым конкурентом Land Cruiser». Mashnews разбирался, что это за машина, и какое будущее ее ждет в России.
Содержание:
Еще не «Тойота», уже не «УАЗ»
На заводе «Автотор», который выпускает автомобили сразу нескольких китайских брендов, начали сборку внедорожников BAIC BJ60, говорится в пресс-релизе предприятия, опубликованном 21 января. Речь идет о принципиально новом предложении для российского рынка: во-первых, машина по-настоящему большая, более пяти метров в длину, во-вторых, рамная, в-третьих, оснащена трансмиссией, работающей по принципу part-time, когда в сугубо «дорожных» условиях используется только задний привод, а передняя ось подключается на бездорожье и в снегу.
Похоже на UAZ Patriot – только больше. И дороже. Ценник официально не объявляется, но, судя по данным ряда СМИ, речь идет о сумме порядка 5 млн рублей.
Длина BAIC BJ60 составляет 5040 мм, ширина – 1955 мм, под капотом у него находится 2-литровый дизельный мотор мощностью 163 л.с. – отдача невелика, но крутящий момент впечатляет – 400 Нм. Вместо привычного для китайских авто «робота» — классический автомат. А в дополнение к раме машине полагается понижающая передача и блокировки межколесного дифференциала. И еще важный момент: в паре с дизелем работает электромотор мощностью 10 кВт, выполняющий функцию стартера. То есть, классический по своей схеме внедорожник не обошелся без современных веяний, и это гибрид.
Судя по всему, на «Автоторе» настроены серьезно: «Для запуска производства данной модели была разработана и изготовлена новая оснастка, оборудованы дополнительные участки линии, перенастроено программное обеспечение», — говорится в релизе завода. Но насколько сильно будет локализовано производство, информации нет – получить ответ от калининградского предприятия Mashnews не удалось. Вероятнее всего, будет использован тот же принцип, что и в случае с другими китайцами из Калининграда: крупноузловая сборка.
Дьявол в деталях
Существуют ли подобные BJ60 варианты на российском рынке, если исключить ввозимые из-за рубежа автомобили и говорить только о тех, которые производятся внутри страны? Ответ очевиден: нет. И конкурировать BAIC будет сразу с двумя совершенно разными внедорожниками — по набору характеристик он близок одновременно и к куда более бюджетному «Патриоту», и к куда более дорогому Land Cruiser.
«Модель достаточно новая, ее представили прошлой весной в Шанхае. Определенный потенциал у нее есть: рама, при этом дизель, 8-ступенчатый «автомат», независимая подвеска всех колес, т.е. она должна достаточно комфортно для рамной машины ехать, плюс гибридный довесок, что по идее должно идти на пользу топливной экономичности в городской толчее», — говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Рамный внедорожник – то, что любят россияне, то, в чем души не чают. Такая машина в России нужна», — уверен главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co). Впрочем, по его словам, есть одно важное «но», и это «но» — система полного привода. «Реализованная в BAIC схема не очень популярна, так как автомобиль 95% своего времени является заднеприводным: part-time хорош, когда вы его используете где-то в сельской местности, где управляемость и предсказуемость на стандартных покрытиях – дело десятое. Вы доехали, подключили передок, и если нужно, он вас «вытащил». Но, к сожалению, жители сел и деревень такую машину себе позволить не могут, а жители крупных городов предпочитают трансмиссии, которые задействуют полный привод автоматически, перебрасывая момент с передней оси на заднюю», — отмечает эксперт.
Он медленный, но это не важно
Есть еще один немаловажный момент, это мощность двигателя. Тяжелая, большая рамная машина – и всего 163 лошадиных силы? Это кажется абсолютным минимумом, чтобы просто не отставать от потока. Но Максим Ракитин придерживается другого мнения: собеседник Mashnews считает, что для такого вида транспорта проходимость и практичность куда важнее времени разгона и максимальной скорости.
«Это не городская машина вообще, для нее динамика даже не второй и не третий пункт, по которому ее выбирают. Другой вопрос, что у этого внедорожника есть еще и батарейка, а это многих может смутить. Такой автомобиль должен быть понятным и доступным по технике для людей, которые живут вдали от городов, где есть дилерские центры BAIC», — говорит главред Quto.ru.
Автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев в своем резюме куда более краток: «Это очередная сборная солянка, как Oting Paladin, только собранная в России. Вероятнее всего, замена «Крузаку», машина для государственных ведомств. Ничего хорошего я в этом не вижу». Стране, по его словам, нужен «народный автомобиль», а не китайский внедорожник с непонятной родословной, без оцинковки и за 5 млн рублей.
Ненужные бренды
Получается, что BJ60 проигрывает «Патриоту» и в стоимости, и в ремонтопригодности, а «Лэнд Круизеру» — в динамике на трассах. Но Максим Ракитин их конкурентами новинке от «Автотора» не считает. По его словам, на замену легендарной «Тойоте» пришел отнюдь не BAIC, а Tank, что же касается «УАЗа», то ценники несравнимы.
«Сложно сказать, сколько он будет стоить, но мне кажется, это либо «пять», либо «за пять». Продукт достаточно нишевый, как и все BAIC – если говорить про ту же Москву, которая является маркером популярности, то за последний год машин этой марки я видел не больше десятка», — вспоминает собеседник Mashnews.
«При такой цене нужна очень важная вещь, которой у BAIC нет: популярность бренда, — указывает Максим Кадаков. — В отличие от, например, Haval или тепло принятого Tank под маркой BAIC не получится продавать все подряд».
«Продажи, конечно, будут, но скромные», — прогнозирует эксперт. Mashnews направил запрос официальным дилерам бренда, компаниям «Фаворит-моторс» и «Мейджор-авто», однако на момент публикации материала ответ относительно планируемых объемов продаж модели BJ60 мы не получили.
Здесь следует заметить, что все проекты «Автотора» в целом вряд ли можно назвать успешными. Их собственные автомобили под маркой «Амберавто» жители большей части России если и видели, то только на фото, что же касается собираемых в Калининграде китайцев Kaiyi, BAIC, Forthing, SWM и Jetour, то их продажи идут плохо. К примеру, Kaiyi за 11 месяцев 2024 года было продано чуть более 7 тыс. экземпляров, а SWM – и вовсе 1320. Цифры катастрофические.
Очень похоже, что BJ60 будет ждать та же судьба. И на этом фоне не удивляет новость от холдинга «Рольф»: вечером 22 января телеграм-канал «Русский автомобиль» распространил информацию, согласно которой компания отказалась от дилерства BAIC и Kaiyi, а в приватном разговоре сотрудник «Рольфа» назвал эти бренды «мусорными».