Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) пытается взыскать неустойку с крупнейшего в Петербурге производителя дизелей ПАО «Звезда» за задержки с поставкой оборудования для фрегата «Адмирал Чичагов» — он строится на Северной верфи.
Завод «Звезда» не выполнил условия поставки оборудования для газотурбинного агрегата, изготавливаемого ПАО «ОДК–Сатурн» для шестого фрегата проекта 22350. Предметом спора в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области стала длительность просрочки, — пишет«Деловой Петербург».
Фрегат «Адмирал Чичагов» собирались передать флоту в 2025 году.
У ОДК (входит в «Ростех») контракты с петербургским ПАО «Судостроительный завод “Северная верфь”» на поставку 12 дизель–газотурбинных агрегатов М55Р для шести фрегатов проекта 22350. Непосредственный исполнитель контракта — ПАО «ОДК–Сатурн» (дочернее предприятие ОДК, располагается в Рыбинске Ярославской области), в декабре 2020 года подписал с петербургской «Звездой» договор о поставке редукторов и комплектующих для главного дизель–газотурбинного агрегата М55Р, который должен быть установлен на шестом фрегате проекта 22350 «Адмирал Чичагов». Стоимость договора — 602 млн рублей.
«Звезда» задержала поставку, что не пыталась оспаривать. Предметом спора в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области стала длительность просрочки, которая по условиям договора начиналась по истечении 19 месяцев с момента авансирования. «ОДК–Сатурн» предложил считать ее с момента выплаты первого авансового платежа, то есть с 26 сентября 2022 года, «Звезда» настаивала на моменте выплаты четвертого авансового платежа, после которого передала оборудование «ОДК–Сатурн». В этом случае расчет просрочки начинается с 29 мая 2023 года.
Судья Егор Шпачев согласился с позицией «Звезды». «Все четыре платежа, осуществляемые до момента передачи товара покупателю, являются разными этапами авансового платежа. С учетом этого суд соглашается с доводами ответчика, что срок поставки следует исчислять с даты четвертого авансового платежа…» — написал он в мотивировочной части решения, вынесенного в конце октября 2023 года.
«ОДК–Сатурн» взыскал со «Звезды» 17,5 млн рублей вместо 28,6 млн, его такое решение не устроило, поэтому спор на днях продолжится в апелляционном суде.
Северная верфь исполняет контракты на строительство восьми многоцелевых фрегатов 1–го ранга с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны проекта 22350. Головной «Адмирал Горшков» передали Северному флоту в 2018 году. Он стал первым фрегатом проекта 22350, укомплектованным газотурбинными агрегатами М55Р производства «ОДК–Сатурн». Ранее силовые установки для этого проекта поставлялись с Украины.
Второй корабль проекта «Адмирал Касатонов» передан ВМФ РФ в июле 2020 года, третий — «Адмирал Головко» — в конце декабря 2023–го. Еще пять кораблей — «Адмирал Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» — находятся на Северной верфи в разных стадиях строительства. В середине августа 2022 года тогдашний генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов сообщил ТАСС, что корабль «Адмирал Чичагов» передадут флоту в 2025 году.
С конца 2019 года на портале «Электронное правосудие» зарегистрировано пять исков «ОДК–Сатурн» к компаниям из Петербурга и Ленобласти — и все они к петербургской «Звезде».
- В октябре 2020 года «ОДК–Сатурн» взыскал с нее 5 млн рублей за просрочку разработки и испытаний редукторных комплексов для десантных катеров на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена».
- В декабре 2021–го «ОДК–Сатурн» взыскал со «Звезды» уже 53,2 млн рублей за просрочку изготовления, проведения испытаний и сдачи опытного образца редукторного комплекса для корветов проекта 20380, первый из которых, «Меркурий», приступил к заводским испытаниям в декабре 2022 года.
- В августе 2021 года «ОДК–Сатурн» взыскал со «Звезды» 1,4 млн рублей убытков, понесенных в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ по переконсервации редукторов для газотурбинных агрегатов М55Р.
- В августе 2023 года «ОДК-Сатур» выиграл еще один иск на 34,6 млн рублей, но дело слушалось в закрытом режиме, в связи с чем подробности не публичны.
Генеральный директор одного из крупнейших поставщиков дизельных электростанций для «Газпрома» петербургского ООО «Дизельзипсервис» Марина Карасева полагает, что позиция «Звезды» в споре с «ОДК–Сатурн» правильная.
«Порочная, на мой взгляд, практика многих государственных заказчиков сегодня — подписать контракт по результатам торгов и, опираясь на преимущественное право, предлагать свою форму договора, прописать там право требования начала работ еще до начала авансирования. Это позволяет заказчику экономить средства, удлиняя сроки их перечисления, зарабатывать на банковских процентах, а в последующем еще и взыскивать неустойки за весь период действия договора от момента его подписания. Очень приятно, что »Звезда« доказала суду недопустимость такого отношения к подрядчикам», — говорит руководитель «Дизельзипсервиса».
СПРАВКА
- ПАО «Звезда» — разработчик и производитель дизельных силовых установок. Основной заказчик — ВМФ РФ. Выручка компании за три квартала 2023 года составила, по данным СПАРК, около 2,8 млрд рублей. После 2014 года портфель заказов «Звезды» вырос почти в 10 раз — это случилось из–за санкций, лишивших российский ВМФ комплектующих из Европы.
- По данным СПАРК на I квартал 2019 года (более свежих данных нет), по 24,99% акций ПАО «Звезда» принадлежат ООО «Уральский дизель–моторный завод» и ООО «Акцент», 21,93% — у ООО «Дилинг», оставшиеся 19,54% — у ООО «Евроинвест». Все компании зарегистрированы в Свердловской области, но только Уральский дизель–моторный завод входит в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского.