У ростовского предприятия уже есть опыт работы над созданием беспилотника вертолетного типа. Он финансировал производство тяжелого беспилотника VRT300.
Ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи сообщил корреспонденту ТАСС, что вуз совместно с АО «Роствертол» к осени текущего года намерены создать два новых беспилотника. По его словам, речь идет о разработке БПЛА коптерного типа. Один — общей взлетной массой 3 кг, второй — 16 кг. Стоимость проекта разработки — более 20 млн рублей.
Судя по взлетной массе, речь идет о легких беспилотниках, предназначенных для разведки или (в случае с БПЛА со взлетной массой 16 кг) доставки небольших грузов, например медикаментов в отдаленные районы. Наименование «коптерный» может использоваться как синонимом беспилотников вертолетного типа. Хотя у коптеров может быть и больше двух винтов, тогда это «мультикоптеры».
N запросил подробности у госкорпорации «Ростех» и входящего в ее состав холдинга «Вертолеты России» (контролируют «Роствертол»), однако комментариев на минувшей неделе не получил.
«Роствертол» уже делал попытку наладить выпуск беспилотников вертолетного типа, но насколько она оказалась успешной — неясно. В частности, еще в 2018 году, согласно данным годового отчета, завод планировал расширить свою линейку продукции за счет выпуска беспилотников и для этого участвовал в финансировании разработок конструкторского бюро ООО «ВР-Технологии» (на тот момент 100% дочка «Вертолетов России»). По информации федеральных СМИ, «ВР-Технологии» разработало модель беспилотника VRT300 со взлетной массой 380 кг. Такой БПЛА может перевозить грузы весом до 70 кг и развивает скорость до 160 км/ч. Первые летные испытания прошли в 2019 году. В 2020 году на сайте госзакупок появилась информация, что «Роствертол» профинансировал разработку беспилотника VRT300 на 1,6 млрд рублей, срок финансирования — до конца 2021 года.
В 2021 году гендиректор холдинга «Ростех» Андрей Богинский и гендиректор «Почты России» Максим Акимов подписали соглашение о том, что VRT300 пройдут в том же году тестирование на маршруте Анадырь — Угольные Копи на Чукотке, будут доставлять почту в отдаленные районы. О результатах тестирования не сообщалось.
В конце 2021 года издания «Царьград» и 1Rnd со ссылкой на исполнительного директора Союза работодателей РО Виктора Нетесанова сообщали, что «Роствертол» начал налаживать выпуск беспилотников вертолетного типа для гражданского и коммерческого назначения. При этом ни «Ростех», ни «Вертолеты России» не опровергали, но и не подтверждали информацию о наладке серийного выпуска VRT300 на «Роствертоле». Хотя, например, когда летом 2023 года наладили серийный выпуск другой модели — тяжелых беспилотников вертолетного типа БАС-200 на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП, входит в «Вертолеты России»), — Ростех об этом сообщил официально.
В этой истории участвовал эмиратский инвестфонд Tawazun. Его в качестве инвестора «Ростех» привлек в бизнес «ВР-Технологии» в 2021 году. Но в 2023-м было объявлено о том, что инвестфонд вышел из проекта «ВР-Технологии». Возможно, это отразилось и на реализации проекта VRT300.
На вопрос N по поводу VRT300 в «Вертолетах России» и «Ростехе» на минувшей неделе не ответили.