Петербургская компания «Морские комплексные системы» сможет поставить мебель для больших десантных кораблей «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» за 1,7 млрд рублей. Закупка вопреки позиции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признана законной.
Попытка отменить закупку комплексного оборудования жилых и служебных помещений для судов проекта 11711, предпринятая компанией «Гесер», сорвалась. 5 июня Девятый арбитражный апелляционный суд постановил, что Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» проводил процедуру в соответствии со всеми требования законодательства.
Объявление о закупке в системе АСТ ГОЗ судостроители разместили в феврале 2024 года, максимальная цена договора — 1,79 млрд рублей. Заявки на участие подали две компании — «Морские комплексные системы» и «Гесер». Представители «Янтаря» всем соискателям направили уточняющие запросы. В итоге компанию «Гесер» до конкурса не допустили, договор судозавод заключил с «Морскими комплексными системами». А фирма «Гесер» обратилась в ФАС с жалобой о признании закупки незаконной.
В антимонопольном ведомстве позицию компании поддержали, сославшись на то, что причина отклонения заявки «Гессера» в протоколе не раскрыта. Также ФАС велела судозаводу заново рассмотреть заявки от обеих компаний, а предыдущее решение отменила.
В ответ компания «Морские комплексные системы» подала иск к ФАС. Во время разбирательства выяснилось, что к комплекту документов, которые обе компании изначально подали для участия в закупке, вопросов у комиссии не возникло. А заявку «Гесера» отклонили уже после получения ответов на дополнительные вопросы.
Именно это обстоятельство ФАС и посчитала фактором, который ограничивает конкуренцию. Однако Арбитражный суд Москвы в феврале 2025 года решил, что ответы на дополнительные вопросы на самом деле не ограничивают участников, а позволяют конкретизировать объект закупки. Такой же вывод сделала и апелляционная инстанция. В итоге решение ФАС отменено, если антимонопольное ведомство его не обжалует в течение двух месяцев, то «Янтарь» сможет заключить договор с «Морскими комплексными системами».
Стоит отметить, что это не первый случай, когда компания «Гесер» после отстранения от конкурса обращается в ФАС. Так, в июле 2024 года компания добилась отмены закупки «Выборгского судостроительного завода» на 883 млн рублей. На эту сумму судостроители собирались закупить корабельные интерьеры, и в заявке указали требования к соискателям — опыт в аналогичных поставках на сумму не менее 265 млн рублей. В заявке «Гесера» фигурировало, что компания поставила судовые интерьеры для различных российских компаний на сумму более 2,6 млрд рублей, но часть из этих договоров комиссия не стала учитывать и насчитала фирме меньшее количество баллов. В компании посчитали, что это обстоятельство повлияло на общий итог конкурса и успешно обжаловали решение комиссии через ФАС. Судя по данным картотеки Арбитражных дел, ни «Выборгский судостроительный завод», ни другие участники конкурса, в суд после этой истории не обращались.
Петербургская компания «Гесер» специализируется на поставке оборудования для гражданских и военных судов. Среди проектов, реализованных компанией — поставка внутреннего убранства для универсальных патрульных кораблей проекта 23550 («Арктика»), ледостойкой платформы 00903 («Северный полюс») и больших морозильных траулеров проекта СТ-192.
Компания «Морские комплексные» системы также производит судовую мебель и оборудование, поставляет решения для рыбопромысловых судов, занимается корпусными работами. В частности, компания работала над достройкой и внутренним обустройством паромов проекта CNF11CPD, достраивала танкер-газовоз проекта Sn2366 и монтировала системы изоляции на траулерах СТ-192.
СПРАВКА MASHNEWS
11711 — это проект больших десантных кораблей, продолжение советского проекта «Тапир» 1171. Из 14 кораблей серии «Тапир» в строю осталось три. Проект 11711 отличался от предшественника новой энергоустановкой, современным оборудованием на борту, а также конструкцией надстройки. Головной корабль проекта «Иван Грен» строился с 2004 по 2012 годы, в состав Северного флота он вступил в 2018 году. В 2020-м началась эксплуатация второго корабля серии — «Петр Моргунов». Суда «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» заложены в 2019 году, у них немного другие технические характеристики — увеличены вместимость, водоизмещение, изменена компоновка. Корабль «Владимир Андреев» спущен на воду в мае 2025 года.