Главная Судостроение «Русэлпром» наказали за задержку поставки гребных электрических двигателей на атомный ледокол «Чукотка»

«Русэлпром» наказали за задержку поставки гребных электрических двигателей на атомный ледокол «Чукотка»

от admin
Блог о машиностроении и технике | «Русэлпром» наказали за задержку поставки гребных электрических двигателей на атомный ледокол «Чукотка»

Московская компания «Русэлпром» заплатит Крыловскому государственному научному центру 74,3 млн рублей за задержку поставки комплекта гребных электродвигателей для атомного ледокола «Чукотка». Суммарные претензии Крыловского ГНЦ к «Русэлпрому» из–за поставок для «Чукотки» превышают 120 млн, сумма споров с участием Крыловского ГНЦ и Балтийского завода превышает 1,3 млрд.

Главная интрига впереди — суд не определил пока виновного в аварии на головном ледоколе проекта «Арктика», что может обойтись Крыловскому ГНЦ в четверть миллиарда, пишет «Деловой Петербург».

Представители ООО «Русэлпром» — производителя гребных электродвигателей для атомоходов проекта 22220 — пытались убедить суд, что задержка поставки комплекта (три двигателя) для «Чукотки» произошла по не зависящим от «Русэлпрома» причинам. Виноват судостроительный концерн Wartsila из Финляндии, оборвавший связи с Россией после начала СВО в 2022 году. Wartsila поставляла «Русэлпрому» подшипники, которых двигателям «Чукотки» не хватило. Представители «Русэлпрома» назвали данные обстоятельства «чрезвычайными и непредотвратимыми».

Но судья петербургского арбитража Руслана Бутова предложила взглянуть на календарь. В связи с уходом из России финляндской Wartsila ФГУП «Крыловский ГНЦ» один раз уже простило «Русэлпрому» опоздание и в мае 2023 года подписало с ним дополнительное соглашение, в соответствии с которым срок поставки сдвигался на 30 ноября 2023 года. Но это не может длиться бесконечно — Балтийский завод должен передать «Чукотку» «Росатому», для чего Крыловский ГНЦ должен включить эти двигатели в систему электродвижения и передать ее Балтийскому заводу.

«На дату заключения дополнительного соглашения… ответчик знал о наличии существующих ограничений… Следовательно, все риски и ответственность в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязательств поставщик несет самостоятельно», — написано в опубликованном 11 апреля решении петербургского арбитража, наказавшего «Русэлпром» за задержку поставок на 74,3 млн рублей.

Решение не вступило пока в законную силу. Крыловский ГНЦ пытается взыскать с «Русэлпрома» за задержку поставок двигателей для «Чукотки» не 74,3 млн рублей, а 105,5 млн, так что в апелляционной инстанции результат спора может измениться.

Это не единственный арбитражный спор между Крыловским ГНЦ и «Русэлпромом». В другом деле Крыловский ГНЦ требует с московской компании 13,1 млн рублей за просрочку поставки другого оборудования для той же «Чукотки» — но там решение пока не вынесено.

Общая сумма текущих споров с участием Крыловского ГНЦ, Балтийского завода и «Русэлпрома» из–за строительства ледоколов проекта 22220 превышает 1,3 млрд рублей.

В конце прошлого года вступило в законную силу решение арбитража о взыскании с Крыловского ГНЦ в пользу Балтийского завода 91 млн рублей за задержку поставки системы электродвижения для «Якутии» — она аналогична той, что стала предметом нынешнего спора для «Чукотки». Балтийский завод требует в этом процессе 670 млн и ожидает окончательного разрешения в Верховном суде.

Читать также:
Генеральная уборка. Из Японского моря за 130 млн достанут затонувшие суда и плашкоуты

Страховая компания «Согаз» пытается взыскать с Крыловского ГНЦ 240 млн рублей за аварию электродвигателя на головном ледоколе проекта 22220 «Арктика» в феврале 2020 года. Крыловский ГНЦ создал первую отечественную мощную (60 МВт) высоковольтную (10,5 кВ) систему электродвижения для атомных ледоколов проекта 22220, которая была установлена на «Арктике» и в которую вошел сгоревший двигатель. Балтийский завод хочет взыскать с Крыловского ГНЦ 54 млн рублей за замену сгоревшего двигателя, но этот спор приостановлен до вступления в законную силу решения по предыдущему, который определит виновного в аварии на «Арктике».

Еще 241,1 млн рублей Крыловский ГНЦ пытается взыскать с Балтийского завода в трех других спорах, но их содержание пока не опубликовано.

Генеральный директор ООО «Дизельзипсервис» (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасева считает, что арбитражные споры, в которых одни российские компании пытаются взыскать с других российских компаний неустойки за задержки поставок судового комплектующего оборудования, причиной которых (задержек) стал отказ иностранных поставщиков выполнять свои обязательства в 2022 году, имеют смысл и сегодня.

«Это все равно важно, потому что нет никаких препятствий взыскать деньги за неисполнение обязательств по таким контрактам — ведь в большинстве случаев уход из России иностранных поставщиков суды не признают форс–мажорами. И даже в случае форс–мажора со стороны зарубежного поставщика для российского поставщика не было никаких препятствий купить это оборудование в другом месте. Закупаться только у иностранцев — это выбор того, кто закупается, а любой выбор сопряжен с риском. Ушел европейский поставщик — закупайся в другой стране, другими путями или поставляй отечественное. Альтернатива — возвращай деньги вместе с компенсацией», — говорит руководитель «Дизельзипсервиса».

Совладелец и генеральный директор ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Павел Зубков полагает, что риски за поставки из–за границы должен нести инициатор закупки, если аналогичная продукция производится в России, и заказчик, если нет.

«Компании, которые закупают судовое комплектующее оборудование, я бы разделил на две категории. Одни закупают за границей оборудование, которое производится в России, — по–моему, это заведомо неправильно как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения экономики страны в целом. Не следует предпринимать действия, которые наносят ущерб отечественным производителям. И в таких случаях, безусловно, все риски должны нести те, кто принял решение закупать за границей. Но есть оборудование, которое в России пока не производится, тогда, конечно, его приходится покупать за границей, что сегодня само по себе связано с санкционными рисками. И такие риски, на мой взгляд, тоже должен нести заказчик«, — говорит совладелец МКС.

СПРАВКА

ООО «Русэлпром» зарегистрировано в Москве в мае 2004 года. Финансовые показатели не опубликованы. По данным СПАРК, «Русэлпром» целиком принадлежит московскому непубличному акционерному обществу «Электротехнический концерн “Русэлпром”», выручка которого за 2024 год составила 180 тыс. рублей. Сведения об акционерах концерна в открытом доступе отсутствуют.

ФГУП « Крыловский государственный научный центр » основано в 1894 году, принадлежит государству в лице министерства по промышленной политике и торговле. Это крупнейший в России институт, выполняющий работы для ВМФ и гражданского судостроения. Уставный капитал Крыловского ГНЦ составляет 10,2 млрд рублей, финансовые результаты не опубликованы.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | «Русэлпром» наказали за задержку поставки гребных электрических двигателей на атомный ледокол «Чукотка»

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике