Главная Судостроение Юрист: российский производитель судов для работы на Севере как и раньше принадлежит финской организации

Юрист: российский производитель судов для работы на Севере как и раньше принадлежит финской организации

от admin

Невский судостроительный-судоремонтный завод принадлежит финской компании Arctech Helsinki Shipyard Oy, хотя Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и относит это предприятие к своим активам, рассказала Mashnews старший юрист Skif consulting Анастасия Щитова. Ранее сообщалось, что правительство России включило ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» в список экономически значимых организаций.

Как объясняет Анастасия Щитова, внесение судозавода в этот список означает, что Минпромторг РФ сможет подать иск в арбитражный суд о приостановлении корпоративных прав иностранного владельца.

Список экономически значимых организаций Правительство РФ составило 1 марта 2024 года. Согласно закону об экономически значимых компаниях (470-ФЗ от 4 августа 2023 года), иностранные фирмы утратят право голосовать на собраниях акционеров, получать дивиденды, распоряжаться акциями и долями. А косвенные российские бенефициары должны будут вступить в прямое владение акциями и долями. Таким образом, власти РФ намерены вернуть управляемость российским компаниям. Чтобы этот механизм заработал, органы исполнительной власти должны обратиться с исками в суд о приостановке корпоративных прав иностранных холдинговых компаний.

Один такой иск уже прошел первую инстанцию – против нидерландского владельца Корпоративного центра Х5. Он был полностью удовлетворен (подана апелляционная жалоба, так что решение еще не вступило в законную силу).

Однако в ситуации с Невским ССЗ есть нюансы. По данным ЕГРЮЛ, 49,99 % уставного капитала принадлежат Arctech Helsinki Shipyard Oy. По данным из открытых источников, в 2014 году сто процентов доли этой компании принадлежали российскому собственнику – АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК); в 2019 году ОСК продала компанию кипрской фирме Algador Holdings Ltd, принадлежащей также российским бизнесменам, говорит она.

Статья 3 Федерального закона № 470-ФЗ, по которому и можно лишить корпоративных прав, устанавливает, что иностранной холдинговой компанией считается по смыслу закона лишь та, которой прямо принадлежит не менее пятьдесят процентов долей. Так что, хотя и по данным РБК, в связи с введенными санкциями финская компания уже 2 года не принимает реального участия в управлении Невским ССЗ (этого достаточно для приостановления прав – п.1 ч.1. ст.4 470-ФЗ), она не может считаться «иностранной холдинговой компанией», поясняет юрист.

Читать также:
Первый экскурсионный катамаран проекта «Соммерс» спустят на воду на Средне-Невском судостроительном заводе в конце апреля 2024 года

«Однако есть куда большая проблема: в том же ЕГРЮЛ записано, что с 2019 года 50,01% доли Невского ССЗ принадлежит ему самому. Это, во-первых, является прямым нарушением закона об ООО, т.к. согласно статье 24 закона № 14-ФЗ, если доли общества оказались у самого общества, они должны быть перераспределены между остальными участниками в течение 1 года, а по истечению этого срока — погашены. Во-вторых, и это прямо вытекает из предыдущего пункта, получается, что финская компания владеет сто процентов доли Невского ССЗ по факту», – подчеркнула Щитова.

Таким образом, самым вероятным решением в отношении Невского ССЗ, чтобы «вернуть его в российскую юрисдикцию», будет реализация механизма временного управления, введенного указом  Президента от 25 апреля 2023 года № 302. Можно также попробовать предложить финской компании продать завод российским собственникам, но она вполне может отказаться, резюмирует эксперт.

Mashnews обратился за комментарием к ОСК по поводу этой ситуации, однако в госкорпорации отказались комментировать эту тему. На сайте ОСК отмечается, что судозавод принадлежит госкорпорации.

Как говорится в материалах на сайте судозавода, он производит разные типы судов, в том числе для работы в Арктике. В частности, речь идет о многофункциональном буксире-спасателе мощностью 2,5-3 МВт, для нужд Федерального Агентства морского и речного транспорта судозавод строит четыре таких судна, в портфеле судозавода есть сухогрузное судно проекта RSD59, грузопассажирское судно класса ARC 4 проекта PV22 для перевозки людей и грузов между Курилами и Сахалином с улучшенной ледопроходимостью, морских танкеров, теплоходов, паромов и причальных комплексов.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике