Главная Судостроение Задержку ледовых испытаний головного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Крыловском ГНЦ оценили в 91,7 миллионов рублей

Задержку ледовых испытаний головного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Крыловском ГНЦ оценили в 91,7 миллионов рублей

от admin
Блог о машиностроении и технике | Задержку ледовых испытаний головного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Крыловском ГНЦ оценили в 91,7 миллионов рублей

Ну какой же ледокол без ледовых испытаний и какие неустойки за просрочку, когда заранее почти за всё заплачено? Примерно такими словами можно выразить основную мысль решения петербургского арбитража, опубликованного 18 мая.

Спор касается 405 дней задержки оплаты 84,4 млн рублей — второго платежа по договору, в соответствии с которым Крыловский ГНЦ должен был поставить Балтийскому заводу для головного ледокола проекта 22220 «Арктика» системы электродвижения общей стоимостью 1,5 млрд рублей. Деньги пришли в июне 2023 года вместо мая 2022–го, юристы Крыловского ГНЦ насчитали 309,4 млн рублей неустойки, но так как договором её максимальный размер ограничивается шесть процентов суммы контракта, получилось 91,7 млн, для истребования которых ГНЦ и обратился в суд.

Как пишет издание «Деловой Петербург», судья Татьяна Косенко пришла к выводу, что юристы Крыловского ГНЦ при расчёте просрочки не учли ледовые испытания «Арктики», без успешного проведения которых контракт невозможно считать исполненным. Они завершились 14 июня 2023 года — в тот же день Балтийский завод отправил Крыловскому ГНЦ деньги, из–за которых возник спор.

В ходе судебного разбирательства представители Балтийского завода фактически обвинили Крыловский ГНЦ в мелочности.

«На момент начисления неустойки истец уже получил восемьдесят пять процентов цены договора. Спорный платёж, согласно исковому заявлению, составляет 84 427 524,99 рубля, то есть пять процентов от цены договора. Однако сумма неустойки рассчитана истцом не от спорного платежа, а от всей цены договора… что больше суммы спорного платежа», — процитирована позиция Балтийского завода в мотивированной части судебного решения.«Суд приходит к выводу о том, что… отсутствуют основания для взыскания предъявленной неустойки», — написано там же на следующей странице.

«Суд приходит к выводу о том, что… отсутствуют основания для взыскания предъявленной неустойки», — написано там же на следующей странице.

У Крыловского ГНЦ есть месяц, чтобы пожаловаться в апелляционный суд.

Интрига сохраняется

Задержка ледовых испытаний «Арктики», из–за чего Балтийский завод задержал выплату Крыловскому ГНЦ 84,4 млн рублей, была связана с аварией правого гребного электродвигателя, случившейся в феврале 2020 года. Из–за неё Балтийский завод передал «Арктику» заказчику всех ледоколов проекта 22220 ФГУП «Атомфлот» в октябре 2020 года с одним работающим гребным электродвигателем, потом судно вернули на Балтийский завод для замены сгоревшего двигателя и только после этого провели ледовые испытания.

И тут открывается главная интрига с теми же участниками.

Застраховавшая контракт на строительство «Арктики» страховая компания пытается взыскать с Крыловского ГНЦ 240 млн рублей за эту аварию. Ведь первую отечественную мощную (60 МВт) высоковольтную (10,5 кВ) систему электродвижения для атомных ледоколов проекта 22220, которая установлена на «Арктике» и в которую вошёл сгоревший двигатель, создал Крыловский ГНЦ. Этот спор ещё не завершён.

Задержку ледовых испытаний головного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Крыловском ГНЦ оценили в 91,7 млн рублей

Балтийский завод хочет взыскать с Крыловского ГНЦ 54 млн рублей за замену сгоревшего двигателя, но этот спор приостановлен до вступления в законную силу решения по иску страховщика, который определит виновного в аварии на «Арктике».

Читать также:
За срыв поставки круизных судов для города Севастополь с ГТЛК взыскали больше 400 миллионов рублей

В разбирательстве участвует московское ООО «Русэлпром» — производитель самих двигателей для ледоколов проекта 22220, один из которых сгорел на «Арктике».

Пока эти споры не завершились, Балтийский завод, Крыловский ГНЦ и «Русэлпром» спорят в судах из–за задержек поставок систем электродвижения для «Якутии» и «Чукотки» — третьего и четвёртого серийных ледоколов проекта 22220.

На предложения прокомментировать спор, решение первой инстанции по которому опубликовано 18 июня, на Балтийском заводе и в Крыловском ГНЦ не отреагировали.

Прививка от докторов в штатском

По мнению первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, не прошедший ледовые испытания ледокол не может считаться полноценно построенным и ледовые испытания — это критически важный этап проверки системы электродвижения ледокола.

«Успех на чистой воде гарантирует лишь её базовую работоспособность, и только работа в условиях реальных ледовых нагрузок позволяет проверить способность системы выдерживать ударные нагрузки и пиковые токи, устойчивость работы генераторов и сети при резких колебаниях нагрузки, эффективность систем управления и защиты в экстремальных условиях, достаточность систем охлаждения, отсутствие вредных резонансов и вибраций. Поэтому сбой системы электродвижения во время ледовых испытаний при успешных ходовых — это не аномалия, а, к сожалению, довольно типичная ситуация, требующая тщательного анализа, доработок и повторных испытаний. Именно для выявления и устранения таких скрытых проблем и проводятся эти сложные и дорогостоящие тесты», — говорит руководитель МКС.

Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что шансов на пересмотр вынесенного судом решения не много.

«Крыловский ГНЦ и Балтийский завод регулярно выясняют отношения в арбитражном суде. Только в 2024 году между ними зарегистрировано шесть споров. Вероятно, это неизбежные издержки сложных судостроительных проектов по созданию атомных ледоколов. С другой стороны, в спорах двух государственных организаций всегда незримо присутствует третья сторона. Известно же, что к любому при исполнении госзаказа могут прислать “доктора в погонах”. Поэтому стороны склонны согласовывать или утверждать свои договорённости в судах, что страхует их, но создаёт судебной системе дополнительную нагрузку. Формирующая правовую реальность судебная власть — хорошая прививка против визитов “докторов в штатском”. Всегда можно сказать, что это не мы отказались взыскивать неустойку, а суд так решил. Только такими рассуждениями, кажется, можно объяснить описанный в вашем тексте судебный спор. Если суд верно понял и описал суть взаимоотношений сторон в данном деле, шансов на его пересмотр, на мой взгляд, не много», — говорит юрист.

Досье:

Атомные ледоколы проекта 22220 — самые мощные атомные ледоколы в мире. Они могут менять осадку, что позволяет работать в открытом море и на мелководье. Заказчиком всего проекта выступает ФГУП «Атомфлот», исполнителем — АО «Балтийский завод» (входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию). До конца 2022 года между Балтийским заводом и «Атомфлотом» было заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:

— головной «Арктики» стоимостью 37 млрд рублей;

— «Сибири» и «Урала» стоимостью 84,4 млрд рублей;

— «Якутии» и «Чукотки» стоимостью 100 млрд рублей без НДС.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | Задержку ледовых испытаний головного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Крыловском ГНЦ оценили в 91,7 миллионов рублей

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике