Главная Судостроение Без серии: Импортозамещенное судовое оборудование оказалось невостребованным

Без серии: Импортозамещенное судовое оборудование оказалось невостребованным

от admin

Российские производители судового оборудования бьют тревогу — продукция, произведенная на смену ушедшим из страны западным брендам, не пользуется большим спросом в гражданском секторе. Многие судостроители стремятся получить оригинальное оборудование по параллельному импорту или заказывают аналоги из Китая.

Среди главных причин — высокая стоимость и отсутствие испытаний. Чтобы решить эту проблему, в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) даже готовы отказаться от ряда рыночных механизмов, выяснил Mashnews. 

Сплошные переделки

«Я должен констатировать, что  в 2024 году у заказчиков нет желания  покупать оборудование, которое было сделано за счет субсидий, зато есть желание что-то приобрести в Китае», — констатировал, выступая на  VII Международном рыбопромышленном форуме советник генерального директора ОСК Василий Бойцов. При этом периодически с поставками из Китая возникают перебои, найти европейское оборудование по параллельному импорту еще сложнее.

Проблемы возникают именно в рыбопромысловом сегменте, в гособоронзаказе импортозамещенные новинки находят своего покупателя.

Примечательно, что с отсутствием спроса от рыбопромысловиков сталкиваются не стартапы, а компании, которые давно и успешно работают на рынке. Например, ООО «МСС», выполняет заказы для «Янтаря» и «Балтийского завода», однако с поставками для рыбопромысловых предприятий возникают сложности.

«Производителю необходимо, чтобы был спрос, серийность. Некоторое время назад мы вывели на рынок сепаратор, взяли три прототипа европейских, которые всех устраивают эксплуатантов, доработали его, получился отличный сепаратор, но его себестоимость такова, что мы его сейчас поставляем только на военные корабли, потому что в гособоронзаказе есть механизм, позволяющий получить компенсации исходя из себестоимости продукции. В  гражданском судостроении  механизма компенсации по цене нет», — сообщил Олег Пшеничный, генеральный директор «МСС».

Концерн НПО «Аврора» тоже активно работает по ГОЗ, компания готова поставлять продукцию и в гражданский сектор. Если будет спрос.

«Заказчики не рискуют, они привыкли к оборудованию Furuno и Simrad и переходить на новое оборудование либо не хотят, либо очень сильно опасаются. Мы все пониманием и готовы предложить оборудование для тестирования, для пробы, можем поставить его уже на действующие суда, чтобы посмотреть. Мы готовы работать над улучшением характеристик оборудования. Но, к сожалению,  пока заказчики привыкли к тому, что у них установлено», — рассказал Роман Петров, директор научно-производственного центра «Автоматизация гражданских судов и кораблей» Концерна «НПО «Аврора». 

Испытательная загвоздка

Одна из причин, по которой импортозамещенные аналоги не покупают в том, что новое оборудование не прошло испытаний. Этот этап является обязательным и становится даже более серьезным камнем преткновения для всех участников рынка, чем цена.

«Обычно общение с производителями оборудования начинается с того, что они предлагают заключить рамочное соглашение, взять оборудование в тестирование, поучаствовать в опытно-конструкторской работе. А заканчивается общение тем, что нас просят озвучить потребность, чтобы компания приступила к производству. Обычно таких соглашений не заключаем, так как они не подразумевают практической работы, в которой мы заинтересованы», — заявил Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота.

Алексей Осинцев объяснил, что дело не в нежелании сотрудничать, оно наоборот у рыбопромысловиков есть, ведь поставки из-за рубежа крайне нестабильные и зависимость от импортных комплектующих компании крайне не устраивает. Но судно на испытания рыбопромысловики давать просто так не могут.

«Количество судов у каждой рыбопромысловой компании ограничено, отвлечение от промысла невозможно, это крайне затратная ситуация, испытывать или брать на тестирование оборудование при полном расписании судна в течение года также невозможно», — пояснил Алексей Осинцев.

Он поделился решением, которое применяется сегодня. Производитель оборудования, (название компании в Ассоциации не раскрывают) взял судно в тайм-чарт для проведения испытаний и ОКР на месяц. В этой работе по графику примут участие представители компаний-заказчиков. Ассоциация рекомендовала применять такой подход.

Читать также:
Севмаш выстроил и передал заказчику батопорт проекта 1418

Разделить и в серию

Но массово производители оборудования проводить испытания на взятых в аренду судах не стремятся, ведь вложения в разработку продукции и так велики, а рынок сбыта туманен. Получается замкнутый круг, чтобы вырваться из него в ОСК готовы рассмотреть совсем не рыночные механизмы.

«Скоординированная работа с Минпромторгом могла бы позволить нам определить предприятия, отвечающие за производство тех или иных видов оборудования. Это очень упростило бы проектную работу и решило бы экономические сложности, когда оборудование построено, но заказов нет», — отметил Василий Бойцов.

В нормативный акт эта инициатива не оформлена, по крайней мере пока. В Минпромторге на запрос Mashnews на момент публикации данного текста не ответили. 

Между тем, у самих производителей идея разделить производителей по видам оборудования ради обеспечения гарантированного спроса вызывает  поддержку. По словам Романа Петрова, выход на крупномасштабное серийное производство — это единственный способ снизить себестоимость продукции. Концерн «НПО «Аврора» является получателем субсидии Минпромторга, по ее условиям предприятия должно было сделать продукцию не дороже импортных аналогов. Это удалось реализовать, но сделать продукт дешевле при нынешних объемах производства технически невозможно.

«Если сделать так, чтобы бизнесу было выгодно, он сам все произведет», — заявил Олег Пшеничный и подчеркнул, что многие наименования оборудования отечественными комедиями уже разработаны, но конструкторская документация лежит на полках из-за все той же проблемы спроса.

Эксперты, к которым обратился Mashnews, выразили сомнения в том, что идея создания пула производителей по каждому направлению  в условиях действующей нормативной базы реализуема. 

«Идея конечно здравая. Но у нас не плановая экономика. Существующая система закупок, в том числе госзакупок, сведет на ноль все эти обещания», — сообщил Mashnews заместитель генерального директора «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов. 

“Хотя это и противоречит попыткам государства ввести рыночную экономику, но в СССР все это работало. В конечном счете более крупные предприятия могут присоединить более мелкие, даже с использованием государством избирательных мер поддержки. В связи с санкциями РФ просто вынуждена создать «российский судостроительный кластер», если можно так сказать, где главной целью и будет использование отечественного оборудования», — рассказал Mashnews замдиректора петербургского АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), директор ПФ «Союзпроектверфь» Валерий Киреев. 

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике