Главная Судостроение Битва «Нептуна» с «Нефтефлотом» за налоговый вычет по недостроенным судам за 680 млн рублей

Битва «Нептуна» с «Нефтефлотом» за налоговый вычет по недостроенным судам за 680 млн рублей

от admin

Петербургское ЦКБ «Нептун» заказало самарскому «Нефтефлоту» строительство трех судов и получило их недоделанными. Верфь не выставила заказчику счета-фактуры и создала проблемы с налоговыми органами. Стоимость недостроенных судов составила 678 млн рублей.

Борьба за счета

АО «Центральное конструкторское бюро «Нептун» подало иск к ЗАО «Нефтефлот» с требованием выдать счет-фактуру за поставленные недостроенные суда на общую сумму 678 млн рублей, а также отразить в книге продаж и налоговой декларации за соответствующий период передачу «Нептуну» этих недостроенных судов и признать допсоглашения о передаче этих судов реализацией договора.

Как следует из определения арбитражного суда Петербурга и Ленобласти от 5 ноября, в феврале 2020 года «Нептун» заключил с «Нефтефлотом» три договора на строительство трех судов. Допсоглашениями от 30 июня 2023 года договора были расторгнуты, а недостроенные суда переданы «Нептуну». Однако ЦКБ так и не получило счетов-фактуры на эти объекты, «Нефтефлот» не внес в книгу продаж их передачу конструкторскому бюро и не отразил этот факт в налоговой декларации.

В определении суда говорится, что истец ссылается на статьи 168 Налогового кодекса РФ, согласно которому плательщик налога на добавленную стоимость (НДС), реализуя товар, обязан выдать покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС для того, чтобы покупатель имел возможность использовать соответствующий налоговый вычет.

Суд привлек в качестве третьих лиц налоговые инспекции Петербурга и Самары, но в итоге не стал слушать дело по существу и передал его в арбитражный суд Самарской области по месту регистрации ответчика.

СПРАВКА MASHNEWS

  • ЗАО «Нефтефлот» было создано в 1996 году на базе Самарской ремонтно-эксплуатационной базы Нефтефлота. В 2014 году компания стала заниматься не только ремонтом судов, но и их постройкой. Первым построенным ЗАО «Нефтефлот» судном стал танкер-продуктовоз проекта RST11 «Святой Князь Владимир» (сдан в 2017 году). Сейчас «Нефтефлот» строит сухогрузы, земснаряды и небольшие пассажирские суда. За 2023 год выручка предприятия составила 884 млн рублей, чистая прибыль — 9,4 млн рублей.
  • АО «Центральное конструкторское бюро «Нептун» зарегистрировано в Петербурге в 2004 году. Компания называет себя наследником одноименного советского ЦКБ, образованного в 1945 году, которое первым в СССР в 1975 году начало проектировать и строить суда на воздушной подушке. Последний раз финансовая отчетность публиковалась за 2021 год. Тогда выручка ЦКБ «Нептун» составила 259 млн рублей, чистая прибыль — 7,2 млн рублей.

Что не достроили

В судебных материалах не указано, о  каких именно недостроенных судах идет речь. Руководители обоих компаний – «Нептуна» и «Нефтефлота» — отказались комментировать ситуацию. Но известно, что ранее «Нептун» получил серию исков от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) из-за срыва контрактов на строительство круизных судов для Севастополя.

Летом 2019 года администрация Севастополя одобрила заключение лизингового контракта на приобретение судов для своего ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова». Партнером стала ГТЛК, заказавшая пять круизных пассажирских судов проекта PV20S петербургскому ЦКБ «Нептун».

На судах этого проекта, сообщал специализированный портал «Медиапалуба», должна быть внедрена инновационная электроэнергетическая система на постоянном токе с вентильными дизель–генераторами и система электродвижения с гребными электродвигателями на постоянных магнитах. Благодаря такому решению электроэнергетическая установка судов должна иметь имеет высокий КПД как в ходовых режимах, так и при стоянке судна у причала.

Однако в срок ни одно судно не поставили заказчику,  ГТЛК потребовала с ЦКБ «Нептун» 355,6 млн рублей. Контракт с ЦКБ был расторгнут, суда строит теперь аффилированное с «Нептуном» НПП «Авиационная и морская электроника», которое сохранило тех же подрядчиков, что были и у «Нептуна». Это новоладожское ООО «Судостроительный завод “Ростр”» и самарское АО «Нефтефлот». «Ростр» должен был построить два судна, «Нефтефлот» — три, писал в ноябре прошлого года «Деловой Петербург». Кстати, именно это НПП «Нептун» пытался привлечь в качестве третьего лица по делу о счетах-фактурах. И контракт с «Нефтефлотом» был заключен «Нептуном» пару месяцев спустя после соглашения с ГТЛК.

В октябре прошлого года московский арбитраж взыскал с «Нептуна» в пользу ГТЛК 78 млн рублей, это сумма банковской гарантии, полученной севастопольским «Севэлектроавтотрансом» от Московского кредитного банка. ГТЛК компенсировала банку затраты и взыскала эти деньги с петербургского «Нептуна».

С 2022 года ГТЛК пытается взыскать с «Нептуна» 238,7 млн рублей неустойки за срыв контракта. Из материалов дела складывается впечатление, будто до ГТЛК круизные катера дошли — первый вовремя, четыре остальных с многомесячными просрочками, по которым и рассчитана неустойка, отмечает «Деловой Петербург».

По тому же севастопольскому контракту 2019 года ГТЛК имело к «Нептуну» еще претензии на 38,7 млн, но смогло взыскать лишь 1,9 млн рублей.

Очевидно нарушение закона

Комментируя нынешний иск «Нептуна» к «Нефтефлоту» с требованием выставить  счета-фактуры, опрошенные Mashnews эксперты говорят о явном нарушении закона со стороны «Нефтефлота» и предрекают компании различные проблемы с налоговыми органами.

«Вероятно, «Нептун» попал на выплату НДС, — говорит первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» Лев Засыпко. — Допсоглашение о поставке недостроенных судов заключено и исполнено, но нет счета-фактуры и записи в книге продаж, что привело к финансовым потерям у «Нептуна». Теперь ЦКБ через суд хочет получить возможность налогового вычета».

Счет-фактура нужна покупателю для получения налогового вычета, а его отсутствие может повлечь существенные финансовые потери, поясняет старший юрист практики разрешения споров и банкротства юридической компании «Инноправо» Михаил Ялынычев. При этом практика по таким делам является противоречивой: в одних случаях суды соглашаются обязать вторую сторону выставить счет-фактуру (как правило, если такая обязанность предусмотрена договором), в других — отказываются со ссылкой на то, что такая обязанность не регулируется гражданским законодательством.

Читать также:
Крыловский научный центр заменит иностранные узлы преобразователей на подлодках двух проектов за 444 млн рублей

Юрист пояснил, что общий порядок и размер получения налоговых вычетов установлен в ст. 171 НК РФ, в ней есть большой перечень возможных оснований для его получения. В качестве документа, устанавливающего размер уплаченного НДС, налоговые органы рассматривают только счета-фактуры. В настоящем деле речь может идти о налоговом вычете на сумму 135,6 млн рублей, полагает Ялынычев.

Мизерные штрафы

Налоговым законодательством предусмотрена обязанность продавца выставить счет-фактуру в пятидневный срок с момента реализации товара, при этом он должен перечислить в бюджет сумму НДС, включенную в цену товара и оплаченную покупателем, отмечает юрист Impravo Владислав Воронов.

«Ненадлежащий учет фактов хозяйственной деятельности позволяет продавцу уклониться от уплаты как НДС, так и налога на прибыль организации, а покупатель лишается права на вычет уплаченного налога при последующей реализации товаров, а также на учет НДС при исчислении налога на прибыль, возникают риски проведения в его отношении налоговой проверки», – говорит Воронов.

Действия ЗАО «Нефтефлот», не выставившего счета-фактуры ЦКБ «Нептун», строго говоря, незаконны, отмечает Ялынычев. Однако существенных санкций за такое нарушение законодательство не содержит. Поэтому на практике периодически возникают ситуации, при которой продавец не предоставляет контрагенту счет-фактуру.

Ведущий юрисконсульт военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Павел Царев соглашается- «Нефтефлоту» могут грозить штрафы, но не слишком большие на фоне стоимости контракта по постройке судов.

«Статья 120 НК РФ классифицирует это как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения». Если счет-фактура или несколько счетов-фактур отсутствуют за один налоговый период, и нет признаков налогового правонарушения, штраф составит 10 000 рублей, отсутствие документов за два и более налоговых периода, обойдется в 30 000 рублей, если же отсутствие счета-фактуры привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога/страховых взносов, но не менее 40 000 рублей», – рассказал Царев.

Причины, по которым «Нефтефлот» пошел на налоговое правонарушение, вызывают у финдиректора КМЗ Мария Милющенко недоумение. «Согласно НК РФ по сделкам, предусматривающим НДС, датой исчисления НДС будет являться одна из ранее наступивших дат: получение предоплаты, отгрузка, переход права собственности. По договорам между АО «ЦКБ «Нептун» и ЗАО «Нефтефлот» прошла возмездная передача имущественных прав, и в случае, если эти договоры изначально предусматривали исчисление НДС (даже по ставке 0%), то АО «ЦКБ «Нептун» вправе требовать счета-фактуры», — говорит она.

Лев Засыпко предполагает, что выставление счетов-фактуры могло стать поводом для еще больших претензий со стороны «Нептуна».

«Возможно, выставление счетов-фактуры приведет к появлению у «Нептуна» оснований для новых исков», – отмечает топ-менеджер ООО «Морские комплексные системы».

Способы подстраховаться

Павел Царев не видит в непредоставлении этих документом «Нефтефлотом» ничего необычного. Это пусть и не типичная ситуация, говорит он, но КМЗ периодически сталкивается с задержкой по предоставлению закрывающих документов, счетов-фактур от контрагентов.

«На практике пытаемся в большинстве случаев предусмотреть дополнительную ответственность для контрагентов по предоставлению документов (с ограниченном сроком и штрафом или неустойкой за его нарушения)», – делится опытом юрисконсульт.

Финдиректор КМЗ считает, что «покупатель (заказчик) всегда может обратиться в налоговую инспекцию по адресу местонахождения поставщика (подрядчика), и предоставив подтверждающие документы, походатайствовать о содействии в начислении НДС по сделке и выставлении счета-фактуры. Но это уже крайняя мера…», – говорит она.

Юрист Impravo считает, что иск «Нептуна» может быть удовлетворен в части получения счета-фактуры, в то же время требования об обязании внести уточнения в книгу продаж и налоговую декларацию не подлежат удовлетворению, поскольку налогоплательщик самостоятельно определяет содержание своей налоговой отчетности.

«Считаю, что неотражение контрагентами налогоплательщика тех или иных сделок при сдаче отчетности не может быть препятствием для получения налоговых вычетов, а счета-фактуры не являются единственным основанием для такого вычета, поэтому покупатель вправе обратиться за вычетом в ФНС и в случае, если решение суда об обязании исполнено не будет, предоставив иные документы по сделке», — заключил Воронов.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике