Бывший президент Перу Алехандро Толедо был осужден за получение взяток на миллионы долларов при заключении двух контрактов на строительство Межокеанского шоссе два десятилетия назад. Это дело было частью масштабного коррупционного скандала с «автомойкой», охватившего бывшего бразильского строительного гиганта Odebrecht и другие крупные фирмы.
Толедо был приговорен к 20 годам и шести месяцам тюремного заключения за отмывание денег и сговор с национальным преступным сообществом страны в понедельник, 21 октября. В ходе полуторагодичного судебного процесса прокуратура утверждала, что бывший президент получил взятки в размере 35 миллионов долларов от должностных лиц Odebrecht в обмен на контракты с целью постройте шоссе через юг Перу.
Прочтите статью ENR за 2007 год о строительстве Межокеанского шоссе на юге Перу.
Проект Южноамериканского шоссе простирается от океана до океана
Впоследствии, в 2005 году, компания, ныне известная как Novonor, получила два контракта на общую сумму 630 миллионов долларов.
“Поскольку общеизвестно, что г-н Алехандро Толедо Манрике занимал высшую должность в государственной администрации Перу, мы принимаем во внимание просьбу представителя государственного министерства», — заявила судья Инес Рохас во время вынесения приговора.
В ходе судебного разбирательства Толедо настаивал на своей невиновности и на том, что он никогда не заключал никаких соглашений с представителями Odebrecht о заключении контрактов.
«В глубине души я до сих пор не понимаю, почему я ввязался в это», — заявил он суду перед вынесением приговора.
Толедо занимал пост президента Перу с 2001 по 2006 год. В апреле 2023 года он был экстрадирован из Соединенных Штатов и с тех пор содержится в тюрьме Барбадильо в Лиме. Два других бывших президента Перу, Ольянта Умала и Педро Пабло Кучински, а также несколько других крупных политических деятелей Перу остаются под следствием по этому делу.
После оглашения приговора адвокат Толедо Роберто Су заявил, что приговор будет обжалован. Он сказал, что прокуратура не доказала причастность бывшего президента к дорожным контрактам, и раскритиковал суд за то, что он не разобрался в деталях дела.
“Преступление в виде сговора предусмотрено Уголовным кодексом и требует, чтобы государственный служащий участвовал в заключении контрактов, но ни один президент республики не участвует в государственных контрактах», — сказал Су.
Межокеанское шоссе
Межокеанское шоссе было построено в период с 2006 по 2012 год. В рамках проекта было построено и модернизировано почти 2000 километров дороги на юге Перу, проходящей через горы Анды и джунгли Амазонии.
Когда проект был завершен, он соединил системы автомобильных дорог Перу и Бразилии, создав дорожный маршрут, охватывающий Южную Америку. Первоначально стоимость проекта оценивалась в 1,3 миллиарда долларов, но в конечном итоге была оценена в сумму, превышающую 2 миллиарда долларов.
Перуанская компания Odebrecht возглавляла консорциум Conirsa, в который также входили фирмы Graña и Montero и JJ Camet e Ingenieros Civiles и Contrastistas. В 2005 году консорциум получил контракты на строительство участков 2 и 3 проекта строительства автомагистрали.
Президент Перу Алехандро Толедо, президент Бразилии Лула да Силва и представители бразильской фирмы Odebrecht на церемонии 2006 года в Иньяпари, Перу, посвященной началу работ на участках 2 и 3 Межокеанской автомагистрали.
Шекснайдер/ENR
Четвертую секцию выиграл консорциум Intersur, возглавляемый бразильской фирмой Camargo Correa, в который вошли фирмы Andrade Gutierrez и Queiroz Galvão. Прокуратура утверждала, что Толедо также получил взятку в размере 6 миллионов долларов за это решение.
Контракты были заключены, несмотря на возражения Генерального контролера правительства, который отметил, что проект не прошел экологическую экспертизу и не прошел через Национальную систему государственных инвестиций (SNIP).
Бывший директор Odebrecht в Перу Хорхе Барата сотрудничал со следствием и признался в даче взяток, чтобы выиграть контракты на строительство автомобильных дорог. Платежи осуществлялись через счета перуано-израильского бизнесмена Джозефа Маймана Рапапорта, знакомого Толедо.
Это дело стало частью масштабного коррупционного скандала с “автомойкой”, охватившего Бразилию десять лет назад. Выяснилось, что материнская компания Odebrecht в период с 2001 по 2006 год заплатила взятки в размере 788 миллионов долларов правительственным чиновникам по всей Южной Америке, чтобы получить выгодные контракты.
Прокуратура установила, что фирма создала секретную финансовую структуру внутри компании для борьбы со схемами взяточничества и подтасовки результатов торгов. Подразделение структурированных операций “эффективно функционировало как отдельный отдел по борьбе с взяточничеством в Odebrecht и связанных с ним организациях”, — заявили прокуроры.
Министерство юстиции США оштрафовало фирму на 3,5 миллиарда долларов в соответствии с законом США о коррупции за рубежом в 2017 году после того, как Odebrecht признала себя виновной в обвинениях в коррупции, выдвинутых прокурорами Бразилии, Соединенных Штатов и Швейцарии.
В 2019 году Odebrecht подала заявление о банкротстве — одно из крупнейших в Южной Америке за всю историю реструктуризации долга в судебном порядке. В 2020 году фирма была преобразована в Novonor.