«АвтоВАЗ» дебютирует в бизнес-классе: в сентябре начнется выпуск удлиненного седана Lada Aura. Стоимость автомобиля составит более 3 млн рублей. Mashnews разбирался в рыночных перспективах модели.
Какая же на самом деле цена
Перво-наперво: что такое «Аура»? Это не совсем новинка. Фактически машина представляет собой удлиненную версию Lada Vesta, в некоторых комплектациях – с очень богатой начинкой, позаимствованной у премиального Aurus. Именно такой автомобиль, с дорогой аудиосистемой, задними сидениями с функцией массажа и кожаной обивкой, будет стоить более 3 млн рублей. В стандартном исполнении «Аура» окажется намного дешевле: в пресс-службе «АвтоВАЗа», поправляя собственного же главу, говорят о 2,6-2,8 млн рублей.
«В принципе это очень хороший, современный, приемистый автомобиль. Я в основном слышу позитивные отзывы. Есть ряд штрихов, которые мы еще успеем доработать до старта производства. Но в целом автомобиль нравится», — заявил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов.
Он также рассказал, что параллельно с «премиальной» появится версия и для такси – с отделкой попроще и с другой аудиосистемой. «Ведь он же должен ехать, а не «шашечки», — отметил глава автогиганта. Технически так и будет: с 1,8-литровым мотором мощностью 122 л.с. и китайским вариатором автомобиль действительно может только «ехать», а не «разгоняться».
Не Camry
Итак, вслед за «Искрой» мы получили еще одну новую модель от крупнейшего российского автопроизводителя, пусть «новую» и относительно – технически она мало чем отличается от уже давно выпускающейся «Весты». Цена, даже в самой доступной версии, кажется немалой. На кого рассчитана «Аура», только ли на чиновников, оставшихся без BMW и Toyota? На первый взгляд это сугубо нишевый продукт. Но не всё так просто.
«Да, «АвтоВАЗ» как раз и рассчитывает на госзаказ, на корпоративные парки, прекрасно понимая, что сейчас, с увеличением утильсбора, в этом сегменте у него конкурентов станет меньше», — говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. Однако госзаказ и такси – это отнюдь не десятки тысяч заказов в год. А для выхода на безубыточное производство необходимо выпускать не меньше 7-8 тысяч таких автомобилей в год. Как завод планирует отбивать инвестиции, за счет кого?
Автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев категоричен: «Особых перспектив у этой машины нет. Зачем покупать нашемарку за 3 млн, когда можно купить за те же деньги кроссовер, например, Chery Tiggo Pro Max, Geely Coolray и им подобных, куда более технологичных? «Аура» не кроссовер, у нее нет условного турбомотора, разгоняющего машину до сотни за 6 с, у нее нет коробки-автомат от компании Aisin, ничего».
Не захотят покупать – заставят
Но не исключено, что здесь свою роль может сыграть старая привычка к «большим черным седанам», теперь уже по принципу «за неимением лучшего». А технологичность для такого рода покупателей никогда не стояла на первом месте – в своих предпочтениях они максимально консервативны.
«Для частников, для нас с вами, этот автомобиль если и будет уместен, то в каких-то особенных случаях, например, если человек маломобильный. Или ездил условный бизнесмен средней руки на Toyota Camry. Она сломалась, китайцы его не устраивают, и вот он покупает себе черную Aura вместо черной Camry», — рассуждает Максим Ракитин. Мощный мотор им не нужен, куда важнее максимальный комфорт, а его, за счет компонентов от «Ауруса», худо-бедно «Аура» сможет обеспечить.
Впрочем, Артем Зайцев подвергает сомнению разумность ценовой политики «АвтоВАЗа». «За 3 млн это мертвый продукт. Vesta-то дорогая, подорожала с 600 тыс. до более чем 2 млн! А зарплаты кратно не выросли. Это обычная российская сыромятина со старыми агрегатами, какие у нее конкурентные преимущества?», — задается вопросом эксперт.
Будущее новой модели по многим причинам не кажется таким радужным, как в случае с однозначным бестселлером-«Искрой». «АвтоВАЗ» выпустил сугубо нишевый продукт, как видно, рассчитанный не только на службу в госучреждениях и таксопарках, стремясь застолбить за собой освободившееся место, так и не занятое китайскими производителями. Однако одни только госзаказы могут не принести желаемой прибыли, а в таксопарках особой нужды в удлиненном седане с большим пространством для ног задних пассажиров не испытывают. Похоже, что в Тольятти надеются только на поддержку «сверху» вкупе с максимальным ограничением конкурентной среды.