23 января генеральный директор Объединенной судостроительной компании Андрей Пучков выступил с докладом в Совете Федерации о стратегии компании и рассказал о необходимости трансформации рынка. Помимо стандартных предложений о необходимости увеличения госфондов, Пучков призвал государство пересмотреть принципы распределения бюджетных средств в судостроении.
Системный перезапуск
В начале доклада представитель Южной Калифорнии Андрей Пучков заявил, что предлагает сенаторам не готовую стратегию, а «скорее идею того, куда мы идем». Он отметил, что для разработки и доработки стратегии потребуются дальнейшие консультации с федеральными властями. Размеры ОСК сегодня таковы, что на ее долю приходится 80% судостроительной отрасли, 95% гособоронзаказа, имеется 40 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных мастерских, работает более 100 тысяч человек. Стратегия компании такого размера во многом определяет судьбу всего рынка, главным образом, исходя из политики ее основного акционера – государства Российской Федерации.
Пучков сообщил, что существуют разные оценки потребности в строительстве гражданских судов к 2035 году: от 780 судов в консервативном прогнозе до 2,3 тыс судов в оптимистическом сценарии компании.
Пучков считает, что цель построить к 2035 году от 600 до 750 кораблей может быть достигнута, если уровень господдержки увеличится с 8% до 30% стоимости строительства каждого корабля. В то же время предприятиям необходимо переходить на новые технологические уклады, серьезно модернизировать свое оборудование и более эффективно организовывать производство.
Андрей Пучков отметил, что одним из факторов, сдерживающих развитие отечественного судостроения, является соблюдение ОСК действующих экономических правил в сфере госзакупок. Регуляторные ограничения не позволяют построить долгосрочные отношения между верфями и поставщиками морской техники, что негативно влияет на отрасль в целом, подчеркнул глава госкомпании.
«В рамках наших закупочных процедур, которые существуют по ФЗ № 44 или № 223, мы построены на продажу всех пакетов по конкретному судну, и фактически в нынешней ситуации это не дает нам возможности строить долгосрочная рабочая цепочка между верфью и поставщиками ключевых комплектующих.с другой стороны, мы не можем гарантировать долгосрочные заказы и поэтому не можем установить такие долгосрочные договоренности в наших отношениях с поставщиками., тут надо задуматься как может быть реализована эта долгосрочная связь «верфь-поставщик», в том числе с регуляторной точки зрения», — рассказал генеральный директор ОСК.
По его мнению, эту проблему могла бы решить «экосистема поставщиков» — список компаний, в котором ОСК имеет долгосрочные фиксированные взаимные обязательства между верфями и поставщиками и которая участвует во всех закупках с участием государства что это значит.
Пучков рассматривает и другие меры, которые могут помочь судостроению:
- — государственная поддержка спроса,
- — Государственное участие в перевооружении инфраструктуры верфи,
- — масштабирование существующих импортных альтернатив,
- — Достижение гарантированной рентабельности по госзаказу в судостроении.
Действительно, генеральный директор ОСК обозначил контуры и направления планомерного перезапуска гражданского судостроения.
Кому выгодны изменения правил закупок
Представители профильных компаний сходятся во мнении о необходимости перехода к схемам с «экосистемами поставщиков». Например, владелец и генеральный директор петербургского ООО «Морские интегрированные системы» (МКС) Павел Зубков считает правильным предложение о создании экосистемы поставщиков на рынке госзаказа для отечественного судостроения.
«На тендеры регулярно проникают недобросовестные компании, которые либо разоряются и ликвидируются, либо просто не могут производить качественную продукцию или соблюдать установленные сроки сертификации и других бюрократических препон для участия в тендерах, это приводит к большим потерям для верфей, что в свою очередь приводит к подлинному производству.Продавцов можно пересчитать по пальцам, но посредников тысячи.Я был в Южной Корее, где у них одна из крупнейших верфей в мире, и они очень избирательно относятся к поставщикам. Мы всегда имеем дело с одними и теми же поставщиками. Это мировой опыт», — говорит Павел Зубков.
Никита Чекин, юрисконсульт военного Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ), признал, что теоретически можно отказаться от прежних планов. По его словам, ОСК должна «стремиться расширить и прописать положения закона, касающиеся контрактных систем в сфере закупок», чтобы «не допустить отмены поставок по каждому судну».
Никита Чекин считает, что необходимо «предусмотреть такой формат долгосрочных закупок, который не создает монополии и не нарушает принципы, установленные в законе о закупках».
Изменения в правилах государственных закупок могут принести пользу всем, кто участвует в этом процессе, включая штат, Южную Калифорнию и подрядчиков, добавил генеральный директор Marine Integrated Systems. По его мнению, гораздо меньшие страны продают корабли и технику по всему миру, а РФ пока способна продавать только на своем внутреннем рынке. Потому что международные игроки ничего не покупают.
«Дружественные Китай и Индия предпочитают использовать корабли собственного производства. За исключением боевых кораблей, закупки боевых кораблей также сведены к минимуму. Рынок судостроения России невелик, поэтому каждого поставщика необходимо культивировать, развивать и выращивать», — сказал он так что появятся уникальные ноу-хау и разработки, опережающие импортные аналоги.В нашей стране производителям приходится бороться с импортёрами и посредниками.Вынужденно и еле выживая.Поэтому нам нужна экосистема поставщиков и я очень рад, что Новое руководство ОСК это понимает», — говорит бизнесмен.