Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» отсудил у украинского завода «Зоря-Машпроект» 65 млн долларов за газотурбинные агрегаты, которые так и не были поставлены калининградскому предприятию. Оборудование предназначалось для фрегатов, переданных ВМС Индии. Есть ли шансы у «Янтаря» получить свои деньги и удалось ли заместить продукцию «Зоря-Машпроект», выяснял Mashnews.
Дело о 100%-предоплате
Содержание:
Рассмотрение дела о $65 млн заняло полгода. Решение в пользу «Янтаря» 13 марта вынес Арбитражный суд Калининградской области.
Суть — в 2012 году «Янтарь» купил по 100%-й предоплате три энергетические установки для многоцелевых фрегатов проекта 11356 «Буревестник», заплатил 65 млн долларов, срок контракта — до декабря 2015 года. Установки так и не приехали в Калининград, а в декабре 2021 года «Янтарь» получил от «Зоря-Машпроект» письмо, в котором указывалось, что изготовление установок приостанавливается в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
В сентябре 2023 года «Янтарь» обратился с иском в Арбитражный суд Калининградской области, он ожидаемо вынес решение в пользу судостроителей.
В том, что по договору, заключенному в 2012 году, разбирательство началось лишь в 2023-м году ничего необычного нет. Об этом Mashnews рассказала руководитель правового департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Марина Ведмук.
«Это вполне укладывается в срок исковой давности, который составляет три года с момента наступления права требования. В данном случае право потребовать возврата аванса возникло у завода «Янтарь» в 2021 году (именно тогда «Зоря-Машпроект» отказался от выполнения своих обязательств – прим. ред.)», — отметила Марина Ведмук.
Представители «Зоря-Машпроекта» на заседании не присутствовали. Повестку в суд на предприятие отправить не удалось из-за приостановки «Почтой России» отправки корреспонденции на Украину.
«Ответчик просто не был уведомлен о процессе в РФ. Это нарушение основополагающих принципов надлежащего судебного разбирательства», — отметил руководитель юридической фирмы Navicus.Law Константин Краснокутский.
Шансы на взыскание
Но даже если бы все правила по уведомлению второй стороны были соблюдены, для «Янтаря» это вряд ли что-то изменило бы, считает эксперт.
«Мы бы оценили шансы на реальное взыскание как находящиеся на грани фантастики. Если у ответчика нет имущества в России или третьих странах мира, то решение может быть исполнено только на территории Украины, что, очевидно, невозможно. Здесь не может быть речи о «международных судах» (если под ними имеется в виду международный коммерческий арбитраж), так как договор сторон предусматривал юрисдикционную оговорку в пользу государственного суда страны по месту нахождения ответчика», — подчеркнул Константин Краснокутский.
Но самое главное — с большой вероятностью что-либо взыскивать больше не с кого. Последние новости относительно «Зоря-Машпроект» датируются 17 мая 2023 года, когда Telegram-канал «Операция Z: Военкоры Русской Весны» сообщил о частичном разрушении предприятия после попадания ракеты «Калибр».
«Если предприятие действительно было уничтожено в результате обстрела, то это значит, что у юридического лица — собственника практически не осталось имущества для дальнейшей деятельности и расчетов со своими кредиторами. Обязательства могут и сохраниться, но компания становится банкротом, если не получит финансирования извне. Говорить о возможности какого-либо взыскания, тем более российским кредитором, здесь не приходится», отметил Константин Краснокутский.
«Даже если правоприемники у завода есть, на сегодняшний день нет инструмента, который позволил бы обеспечить исполнение, поскольку решение российского Арбитражного суда в Украине исполнять не будут», — дала свой прогноз по перспективам взыскания Марина Ведмук.
Сердца трех «Буревестников»
Из-за того, что «Зоря-Машпроект» не выполнил обязательства по договору с «Янтарем», судьбу недостроенных кораблей проекта 11356 решали на международном уровне.
В 2016 году Россия и Индия заключили межправительственное соглашение о том, что два судна проекта — «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» будут достроены и переданы вооруженным силами Индии. Спуск на воду первого фрегата, уже под именем Tushil, состоялся в 2021 году. Второй фрегат, изначально носивший имя «Адмирал Истомин», теперь называется Tamala. Что ждет третий корабль — «Адмирал Корнилов» — пока не ясно. В 2022 году ТАСС со ссылкой на директора Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Илью Самарина сообщал, что судно законсервировано.
В 2017 году производство судовых энергетических установок освоило «ОДК-Сатурн», в 2018 году РИА Новости подтвердило, что фрегаты планируется оснастить отечественными газотурбинными агрегатами.
Однако в 2021 году Индия напрямую купила у Украины две установки для своих судов. The Print сообщал, что оборудование будет передано на «Янтарь».
Правда, сдача судов задерживается. Если изначально их планировалось передать индийской стороне в 2023 году, то сейчас, по данным Eurasia Times, речь идет уже о 2025-м годе. Вначале на сроки влияла пандемия, затем — загруженность предприятий оборонной промышленности из-за СВО.
Несмотря на то, что суда Tushil и Tamala укомплектуют украинскими газотурбинными агрегатами, в самом «ОДК-Сатурн» разработали несколько типов газотурбинных двигателей. В беседе с «Военным обозрением» представители предприятия говорили о том, что зависимость от «Зоря-Машпроект» в целом преодолена.
«На мой взгляд, «ОДК-Сатурн» в первом приближении заместил украинские поставки. Но есть, куда расти дальше. Нужно расширить типоразмерный ряд морских турбин. Построить опытные образцы гражданских судов с ГТУ [газотурбинными установками]», — сообщил Mashnews директор Передовой Инженерной школы Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета Олег Тимофеев.
СПРАВКА MASHNEWS
- Корабли проекта 11356 «Буревестник»— это усовершенствованная версия разработанных для Индии фрегатов «Тальвар», которые в начале двухтысячных годов строились на Балтийском заводе и на заводе «Янтарь. Их разработкой занималось Северное конструкторское бюро. В 2010 году такие же фрегаты было решено построить для Черноморского флота.
- И на «Тальварах», и на российских судах проекта 11356 устанавливались газотурбинные агрегаты от «Зоря-Машпроект». Украинскими турбинами оборудованы первые три корабля проекта — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров».
За ремонтом — в Назию
«Зоря-Машпроект» не только поставлял готовые газотурбинные двигатели, но и занимался их ремонтом. В частности, у предприятия были контракты с «Газпромом» и «НОВАТЭКом».
«Завод в Николаеве в последние годы перед СВО активно пытался расположить к себе российского судовладельца. Заказов от судостроителей не было, поскольку это все — государственные деньги, и после 2014 года никто всерьез не рассматривал возможность поставок новых судов или новостроев из Николаева. Но ремонты по линии частных компаний под запрет не попадали, что позволяло получать заказы», — сообщил Mashnews генеральный директор Морского инжинирингового центра СПб Вадим Мищенко.
После начала СВО «Зоря-Машпроект», как и другие украинские судостроительные и судоремонтные компании, полностью приостановило сотрудничество с российскими предприятиями.
Сейчас работу по ремонту газотурбинных двигателей готово на себя взять предприятие «КМЗ-турбогенерация», которое входит в военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод». Площадка «КМЗ-Турбогенерации» расположена в Ленинградской области в поселке Назия. По данным 47news, первые заказы на ремонт силовых установок предприятие сможет принять уже летом 2024 года. На площадке в Назии можно будет ремонтировать газотурбинные агрегаты мощностью 15 до 25 МВт. Сейчас предприятие достраивает в поселке испытательный стенд.
«Это будет второй доступный для испытаний газотурбинных двигателей такой мощности стенд в европейской части России. Аналогичный есть только на московском заводе «Салют», а похожий — на «Кронштадтском морском заводе», но он работает только на жидком топливе, — сообщил изданию владелец КМЗ Михаил Даниленко.