Правительство планирует установить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на автомобили, автобусы и отдельные позиции спецтехники на период до 2030 года.
Иллюстративное фото: Николай Ильин/ЮГА.ру
На КАМАЗе считают, что индексация будет способствовать развитию высоколокализованных производств в России и привлечению новых инвестиций в отрасль.
Планы по изменению расчетов изданию РБК подтвердили в Минпромторге.
«Утилизационный сбор — это разовый платеж, и предлагаемая индексация не затрагивает те автомобили, которые уже находятся в эксплуатации в России, — пояснил изданию Альберт Каримов, замминистра промышленности и торговли. — Поэтапная индексация утилизационного сбора рассматривается для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники».
По словам Каримова, параметры утилизационного сбора могут корректироваться в зависимости от того, освоено ли в России и союзных государствах производство определенных видов техники и способно ли оно закрыть потребности внутреннего рынка.
«По каждому сегменту техники в новом проекте учтены сроки, которые необходимы нашим производителям, чтобы выйти на достаточные для этого мощности».
Размер ставок периодически пересматривается. Последнее изменение — с 1 июля 2024 года — коснулось некоторых категорий спецтехники, включая самосвалы и тяжелые бульдозеры.
Основные опасения из-за риска ставок утильсбора — у строительной отрасли. «Рост стоимости строительно-дорожной техники зарубежного производства в связи с повышением утилизационного сбора приведет к прямому росту издержек потребителей, повлечет за собой увеличение финансовой нагрузки на предприятие — владельца транспортного средства с увеличением стоимости выполняемых работ. Данные расходы будут компенсироваться через рост стоимости машино-часа при формировании сметной стоимости строительства», — говорится в письме Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) в адрес вице-премьера Дениса Мантурова в конце июня. Как итог, предупреждают в ассоциации, «это приведет к росту стоимости госконтрактов, повышению нагрузки на бюджетную систему и росту инфляции».
Исходя из документа, изменения к 2030 году планируется ввести для новых автомобилей следующего типа:
транспортные средства с электродвигателями, в том числе транспортные средства, оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа — расчетный коэффициент увеличивается с 1,63 в 2024 году до 58,62 к 2030 году;
транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1–2 тыс. куб. см — коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62; 3–3,5 тыс. куб. см — с 89,73 до 189,17; для машин свыше 3,5 тыс. куб. см — с 114,26 до 240,89;
грузовики массой 12–20 т — коэффициент увеличится с 9,57 до 16,96; седельные тягачи массой 12–20 т — рост с 16,39 до 29,03;
автобусы с электродвигателями — коэффициент увеличится с 17 до 30,2;
полуприцепы — с 7,4 до 15,6.