Главная Машиностроение Минпромторг: рынок спецтехники упадет на 50% по итогам года

Минпромторг: рынок спецтехники упадет на 50% по итогам года

от admin

При этом специалисты ожидают постепенного восстановления продаж уже в следующем году.

На рынке специализированного машиностроения – самый жесткий кризис за последние десять лет. По данным «Авито СпецТехника», за девять месяцев 2025 года продажи прицепов и полуприцепов сократились на 58% к уровню прошлого уровня, тяжелых грузовиков – на 57%. В сегменте дорожно-строительной техники падение достигло 36%, сельхозтехника потеряла 30%.

Основные причины – высокая ставка ЦБ, затоваривание рынка, снижение объемов строительства плюс давление импорта в преддверии повышения утилизационного сбора. Однако уже в следующем году ситуация для российских производителей начнет улучшаться, считают эксперты.

Потенциал роста спроса – в Сибири

В январе-сентябре 2025 года рынок спецтехники в России сократился на 50% в денежном выражении и на 35% в штуках. Об этом рассказал замначальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Станислав Черторыжский 29 октября во время вебинара «Текущая ситуация и прогнозы по рынку ДСТ и сельхозтехники в 2025 году: господдержка, лизинг, итоги и прогнозы. Экспертный анализ от Минпромторга и Авито Спецтехники».

Падение обусловлено, прежде всего, снижением импорта – иностранные поставки спецтехники сократились в натуральном выражении на 37%, тогда как российское производство – только на 9%. По итогам года общий объем рынка снизится на 50%, а российское производство – на 20%, прогнозируют в Минпромторге.

На тракторном заводе «ДСТ-Урал» оценили сокращение производства спецтехники на уровне 20% год к году. Однако объемы сохраняются во многом за счет роста оборонзаказа. «Но если брать только гражданский сектор, то падение более 50%», — уточнил в беседе с Mashnews генеральный директор челябинского предприятия Евгений Горелый.

В компании «ЧЕТРА» (входит в концерн «Тракторные заводы») приводят более оптимистичные цифры.  

«Объем реализованной нами техники за 9 месяцев 2025 года почти сравним с показателями прошлого года за этот период – 762 и 845 штук соответственно. Снижение около 10%, что сильно меньше, чем у конкурентов с падением в 60-70%. В 2026 году мы планируем продать более 1,5 тысяч единиц техники», — рассказал Mashnews исполнительный директор чебоксарского завода «ЧЕТРА» Владимир Антонов.

Минпромторг: рынок спецтехники упадет на 50% по итогам года


Данные «Авито СпецТехника»

В отдельных сегментах спецтехники ситуация различается. Например, по данным Минпромторга, выпуск катков за девять месяцев 2025 года упал в три раза к аналогичному периоду 2024-го. Министерство надеется повысить спрос на отечественные катки за счет крупных строительных компаний – в том числе, охватив сибирские регионы, которые сегодня больше ориентированы на китайскую технику из-за короткого транспортного плеча, пояснил на вебинаре Станислав Черторыжский.

В целом, в ведомстве рассчитывают на рост стройки и возобновление отложенных проектов в ближайшее время. А отечественные заводы смогут быстро наверстать упавшие объемы выпуска дорожно-строительной техники, предлагая конкурентный продукт. При этом им важно получать больше обратной связи от потребителей, чтобы улучшать характеристики своих машин, подчеркнул представитель Минпромторга. Для этого Министерство ведет работу с дорожными службами, а также с крупными компаниями, такими как «Газпром», «Сургутнефтегаз», чтобы, исходя из их потребностей, доводить российскую технику до уровня ожиданий заказчиков. Но это требует времени, добавил Станислав Черторыжский.

Минпромторг: рынок спецтехники упадет на 50% по итогам года


Данные Минпромторга России

К импорту – с особым пиететом

У потребителей все еще сохраняется предвзятое отношение к отечественному продукту, считают в Минпромторге.

«Иностранная техника вызывает пиетет. Мы с этим боремся. Но по обратной связи видим, что те огрехи, которые позволяются импортным машинам, очень критически воспринимаются, когда речь заходит о российском производстве», — отметил на вебинаре Станислав Черторыжский.

Российский потребитель долгое время предпочитал зарубежную технику – где-то из-за доступной цены, где-то по причине лучшего качества и более широкого выбора, напоминает генеральный директор тракторного завода «ДСТ-УРАЛ» Евгений Горелый.

«Но сейчас эта тенденция начала меняться в другую сторону. Плюс свою роль играют меры господдержки – увеличение утильсбора на импортную технику, появление программ льготного лизинга, в которых может участвовать только российский продукт. У наших производителей есть все условия для того, чтобы сохранить рынок за собой. Думаю, что с 2026 года мы увидим умеренный рост продаж», — прокомментировал Mashnews руководитель челябинского предприятия.  

Цифры говорят сами за себя: доля отечественных игроков растет, и дело не только в господдержке, считают в компании «ЧЕТРА».

«Очевидно, что российские производители при сопоставимом уровне качества предлагают более качественное послепродажное сопровождение – это касается и доступности запчастей, включая актуальные каталоги (чем не могут похвастаться китайские марки), и более широкой географии присутствия, и меньших сроков реагирования сервисных служб», — пояснил Mashnews Владимир Антонов.

На рынке сегодня остается большой объем импортной техники, которая хлынула в страну с 2022-2023 гг. для замещения ушедших западных брендов. В преддверии индексации утильсбора дилеры стремятся распродать запасы и предлагают большие скидки. Это серьезный вызов для отечественных производителей, которым нужно предлагать конкурентные цены, подчеркнул на вебинаре Станислав Черторыжский.

Читать также:
Самый мощный в России

Возврата иностранцев не боятся

Тем не менее доля российской спецтехники на рынке действительно растет и, как ожидают в Минпромторге, по итогам года должна составить 18%. А к 2030 году стоит задача занять не менее 50% рынка.  

По мнению Евгения Горелого, озвученная цель вполне достижима.

«Например, в сегменте экскаваторов, фронтальных погрузчиков и бульдозеров российские производители уже в следующем году могут отвоевать до 90% рынка», — отметил генеральный директор компании «ДСТ-УРАЛ».

Многие предприятия уже имеют четкие планы по разработке новых продуктов и наращиванию объемов выпуска в рамках заключенных с государством специнвестконтрактов. Так, челябинский завод уже в следующем году начнет поставки импортозамещающего экскаватора, создаваемого по СПИКу. Будут представлены и другие новые модели техники, рассказал Mashnews руководитель «ДСТ-Урал». 

Анонсируют множество новинок и в компании «ЧЕТРА». В ближайших планах – дальнейшая локализация новой техники, модернизация и расширение функционала бульдозеров, создание машин на альтернативном топливе или управлении (электрическая МКСМ, бульдозер и экскаватор на газу, битопливные двигатели, радиоуправление).

«Нам удалось серьезно обновить станочный парк на наших собственных заводах Промтрактор и ЧАЗ, закупить автоматизированные и роботизированные линии. Благодаря этому, например, серьезно расширен состав производимых деталей и запасных частей для ходовых систем не только российской, но и импортной техники брендов Komatsu, Cat, Shantui и других», — рассказал Mashnews Владимир Антонов.

Помимо разработки новых, ранее не выпускавшихся в стране видов спецтехники, есть успехи и в развитии компонентной базы, отметил Станислав Черторыжский. Расширяется линейка двигателей, в том числе ведется работа по созданию малых моторов для мини-техники, на которую растет спрос, есть проекты по локализации мостов и гидравлики.

Судя по всему, российские производители не боятся конкуренции с иностранными брендами, которые теоретически могут вернуться в Россию.

«Мы никого не ждем и идем вперед. У нас с точки зрения специализированного машиностроения очень хорошая ситуация, в стране более 30 площадок по выпуску самоходных машин. Во многих сегментах мы уже сильны – по той же землеройной технике, машинах для укладки асфальта. Зачем кого-то ждать, если можно сделать самим?», — заявил в ходе онлайн-встречи Станислав Черторыжский, добавив, что у российских производителей есть все ресурсы и кадры для замещения импортной продукции.

Те отечественные заводы, которые будут вкладываться в развитие, осваивать новые виды продукции, наращивать качество и объемы, смогут выиграть в борьбе за покупателя, высказал свое мнение в беседе с Mashnews Евгений Горелый.

Владимир Антонов еще более категоричен: «Мы за свободную конкуренцию, за то, чтобы российский рынок мог пользоваться самыми современными мировыми разработками. Но, думается, что российские потребители не захотят вернуться к предателям, которые в угоду политикам оставили потребителей без обслуживания, без техники и запчастей», — заключил исполнительный директор завода «ЧЕТРА».

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике