Модернизация предприятия в Санкт-Петербурге позволит ему активнее строить гражданские суда.
Модернизация «Северной верфи» пройдет в три этапа, рассказали изданию «Ведомости» два источника, знакомых с планами компании.
Один из них уточняет, что первый этап уже начался. Он предусматривает строительство плавучего дока и эллинга, что позволит предприятию выпускать сухогрузы и танкеры дедвейтом до 35 000 т, поясняет источник. Для сравнения: сейчас эта верфь способна строить корабли дедвейтом не более 12 000 т.
Плавучий док строит «Южный центр судостроения и судоремонта» (также входит в ОСК), он должен быть передан «Северной верфи» к ноябрю 2025 г., продолжает собеседник. С эллингом ситуация сложнее: он готов примерно на треть, подрядчики проекта обанкротились и теперь его надо перепроектировать для замены импортных инженерных систем на российские, а потом достраивать, объясняет источник. Сроки завершения первого этапа модернизации он оценивает в 1,5–2 года «в зависимости от наличия финансирования».
В рамках последующих двух этапов планируется обновить корпусообрабатывающее и сборочно-сварочное производства, построить новые цеха, удлинить сухой док, провести реконструкцию инженерной и транспортной инфраструктуры и достроечной набережной, а также внедрить роботов, перечисляет собеседник. Все это, по его оценке, займет не менее четырех лет.
Второй источник соглашается, что общие сроки модернизации верфи в 5–6 лет «являются минимальными». По его словам, в рамках этого процесса ОСК может выкупить бывшие активы предприятия, проданные в прежние годы под редевелопмент.
«Территория «Северной верфи» за последние 30 лет потеряла много площадей. Ее модернизация предполагает возвращение к первичному периметру: речь идет о том, чтобы выкупить когда-то проданные активы – например, здание заводоуправления (было передано под бизнес-центр. – «Ведомости»)», – уточнил собеседник.
Одним из возможных инструментов для финансирования проекта модернизации «Северной верфи» первый источник называет докапитализацию судостроительного завода со стороны ОСК. В марте этого года предприятие начало допэмиссию, в рамках которой планирует разместить по закрытой подписке 3,15 млн акций номиналом 1 руб. по 8069 руб. за каждую, следует из материалов компании. Это позволит верфи привлечь 25,4 млрд руб. Размещение было приостановлено летом и возобновлено в конце октября.
«Северная верфь» – единственный в России завод, который строит самые крупные сейчас надводные корабли для Военно-морского флота (ВМФ) – фрегаты проекта 20350. С момента закладки первого из них – фрегата «Адмирал Горшков» в 2006 г. – сдано два корабля. Еще один спущен на воду, и четыре строится на стапелях. Кроме того, в работе верфи находится серия корветов проекта 20380, первый заложен в 2001 г. Всего ВМФ получил шесть кораблей этого типа и один корвет проекта 20385, который является развитием серии 20380.
Чистый убыток предприятия по МСФО в первом полугодии 2024 г. вырос на тридцать восемь процентов год к году до 7,2 млрд руб. Выручка за отчетный период выросла в 1,5 раза до 9,65 млрд руб., себестоимость продаж – почти в 2 раза до 17,9 млрд руб., убыток от операционной деятельности вырос на сорок процентов до 8,2 млрд руб. При этом объем долгосрочных обязательств верфи увеличился с начала года на одиннадцать процентов до 124 млрд руб., краткосрочных – снизился на четыре процента до 78,5 млрд руб.
Из гражданской продукции предприятием освоен выпуск рыбопромысловых судов. На заводе восемь стапельных мест, из них четыре – в крытом отапливаемом эллинге. Предприятие может беспрепятственно выводить суда на испытания на открытую воду – верфь расположена у входа в судоходный Морской канал Санкт-Петербурга.
Представитель Минпромторга переадресовал вопросы «Ведомостей» в ОСК. Там сказали, что не могут сообщить больше, чем было сказано в ноябрьском интервью гендиректора компании Андрея Пучкова «Коммерсанту». Топ-менеджер в нем, в частности, отмечал, что «Северная верфь» – первый проект «большой модернизации» в рамках обновления производственных фондов ОСК. Масштабное обновление завода, по его словам, начнется в конце 2025 г.
Напомним, ОСК решением президента Владимира Путина в августе 2023 г. была передана в доверительное управление банку ВТБ на пять лет. Глава ВТБ Андрей Костин, возглавляющий сейчас совет директоров ОСК, в интервью СМИ 2 декабря оценивал необходимый объем инвестиций по проектам модернизации верфей компании в Петербурге и на Дальнем Востоке в 500–750 млрд руб.
Программу модернизации производственных мощностей ОСК еще обсуждают на федеральном уровне, кроме «Северной верфи» в нее могут быть включены и другие заводы на Северо-Западе, сказал источник «Ведомостей» на одном из предприятий. В контексте планов по развитию судостроения имеет смысл обновлять все верфи ОСК в Петербурге, полагает собеседник «Ведомостей» в администрации города.
Сейчас власти Санкт-Петербурга ведут согласование градостроительной документации в отношении другого актива ОСК – «Адмиралтейских верфей», сообщил «Ведомостям» вице-губернатор города Кирилл Поляков. Стоимость модернизации этого предприятия оценивается в 1,7 млрд руб.
ОСК пытается модернизировать «Северную верфь» еще с 2015 г. и то, что в приоритете именно она, ожидаемо, полагает директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева. Она указывает на дефицит мощностей для строительства крупнотоннажного флота в России. Например, только для экспорта российского зерна требуются около 60 балкеров дедвейтом 40 000–60 000 т, построить которые в РФ вряд ли удастся, отмечает эксперт. «Поэтому наряду со строительством новых заводов проекты реконструкции действующих верфей становятся очень актуальными», – резюмировала она.
Для реализации планов по выпуску на «Северной верфи» крупных узловых деталей и блоков с последующей сборкой в крупнотоннажные суда необходимо увеличить размеры стапелей и доков, а также повысить уровень автоматизации производства, считает завкафедрой безопасности в Санкт-Петербурге РАНХиГС Александр Дмитриев. Объемы обработки металла на предприятии в таком случае, по его оценкам, должны вырасти в 10 раз.
По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, попытки организовать гражданское судостроение на «Северной верфи» за счет субсидий и дотаций «малоперспективны» – в том числе потому, что это противоречит современной мировой практике разделения верфей на гражданские и военные.