Главная Судостроение ОСК планирует вложить в развитие «Северной верфи» более 100 миллиардов рублей в течение ближайших 6 лет

ОСК планирует вложить в развитие «Северной верфи» более 100 миллиардов рублей в течение ближайших 6 лет

от admin
Блог о машиностроении и технике | ОСК планирует вложить в развитие «Северной верфи» более 100 миллиардов рублей в течение ближайших 6 лет

Модернизация предприятия в Санкт-Петербурге позволит ему активнее строить гражданские суда.

Модернизация «Северной верфи» пройдет в три этапа, рассказали изданию «Ведомости» два источника, знакомых с планами компании.

Один из них уточняет, что первый этап уже начался. Он предусматривает строительство плавучего дока и эллинга, что позволит предприятию выпускать сухогрузы и танкеры дедвейтом до 35 000 т, поясняет источник. Для сравнения: сейчас эта верфь способна строить корабли дедвейтом не более 12 000 т.

Плавучий док строит «Южный центр судостроения и судоремонта» (также входит в ОСК), он должен быть передан «Северной верфи» к ноябрю 2025 г., продолжает собеседник. С эллингом ситуация сложнее: он готов примерно на треть, подрядчики проекта обанкротились и теперь его надо перепроектировать для замены импортных инженерных систем на российские, а потом достраивать, объясняет источник. Сроки завершения первого этапа модернизации он оценивает в 1,5–2 года «в зависимости от наличия финансирования».

В рамках последующих двух этапов планируется обновить корпусообрабатывающее и сборочно-сварочное производства, построить новые цеха, удлинить сухой док, провести реконструкцию инженерной и транспортной инфраструктуры и достроечной набережной, а также внедрить роботов, перечисляет собеседник. Все это, по его оценке, займет не менее четырех лет.

ОСК планирует вложить в развитие «Северной верфи» не менее 100 млрд рублей в течение ближайших шести лет

Второй источник соглашается, что общие сроки модернизации верфи в 5–6 лет «являются минимальными». По его словам, в рамках этого процесса ОСК может выкупить бывшие активы предприятия, проданные в прежние годы под редевелопмент. 

«Территория «Северной верфи» за последние 30 лет потеряла много площадей. Ее модернизация предполагает возвращение к первичному периметру: речь идет о том, чтобы выкупить когда-то проданные активы – например, здание заводоуправления (было передано под бизнес-центр. – «Ведомости»)», – уточнил собеседник.

Одним из возможных инструментов для финансирования проекта модернизации «Северной верфи» первый источник называет докапитализацию судостроительного завода со стороны ОСК. В марте этого года предприятие начало допэмиссию, в рамках которой планирует разместить по закрытой подписке 3,15 млн акций номиналом 1 руб. по 8069 руб. за каждую, следует из материалов компании. Это позволит верфи привлечь 25,4 млрд руб. Размещение было приостановлено летом и возобновлено в конце октября.

«Северная верфь» – единственный в России завод, который строит самые крупные сейчас надводные корабли для Военно-морского флота (ВМФ) – фрегаты проекта 20350. С момента закладки первого из них – фрегата «Адмирал Горшков» в 2006 г. – сдано два корабля. Еще один спущен на воду, и четыре строится на стапелях. Кроме того, в работе верфи находится серия корветов проекта 20380, первый заложен в 2001 г. Всего ВМФ получил шесть кораблей этого типа и один корвет проекта 20385, который является развитием серии 20380.

ОСК планирует вложить в развитие «Северной верфи» не менее 100 млрд рублей в течение ближайших шести лет

Чистый убыток предприятия по МСФО в первом полугодии 2024 г. вырос на тридцать восемь процентов год к году до 7,2 млрд руб. Выручка за отчетный период выросла в 1,5 раза до 9,65 млрд руб., себестоимость продаж – почти в 2 раза до 17,9 млрд руб., убыток от операционной деятельности вырос на сорок процентов до 8,2 млрд руб. При этом объем долгосрочных обязательств верфи увеличился с начала года на одиннадцать процентов до 124 млрд руб., краткосрочных – снизился на четыре процента до 78,5 млрд руб.

Читать также:
Крыловский научный центр заменит иностранные узлы преобразователей на подлодках двух проектов за 444 млн рублей

Из гражданской продукции предприятием освоен выпуск рыбопромысловых судов. На заводе восемь стапельных мест, из них четыре – в крытом отапливаемом эллинге. Предприятие может беспрепятственно выводить суда на испытания на открытую воду – верфь расположена у входа в судоходный Морской канал Санкт-Петербурга.

Представитель Минпромторга переадресовал вопросы «Ведомостей» в ОСК. Там сказали, что не могут сообщить больше, чем было сказано в ноябрьском интервью гендиректора компании Андрея Пучкова «Коммерсанту». Топ-менеджер в нем, в частности, отмечал, что «Северная верфь» – первый проект «большой модернизации» в рамках обновления производственных фондов ОСК. Масштабное обновление завода, по его словам, начнется в конце 2025 г.

Напомним, ОСК решением президента Владимира Путина в августе 2023 г. была передана в доверительное управление банку ВТБ на пять лет. Глава ВТБ Андрей Костин, возглавляющий сейчас совет директоров ОСК, в интервью СМИ 2 декабря оценивал необходимый объем инвестиций по проектам модернизации верфей компании в Петербурге и на Дальнем Востоке в 500–750 млрд руб.

Программу модернизации производственных мощностей ОСК еще обсуждают на федеральном уровне, кроме «Северной верфи» в нее могут быть включены и другие заводы на Северо-Западе, сказал источник «Ведомостей» на одном из предприятий. В контексте планов по развитию судостроения имеет смысл обновлять все верфи ОСК в Петербурге, полагает собеседник «Ведомостей» в администрации города.

Сейчас власти Санкт-Петербурга ведут согласование градостроительной документации в отношении другого актива ОСК – «Адмиралтейских верфей», сообщил «Ведомостям» вице-губернатор города Кирилл Поляков. Стоимость модернизации этого предприятия оценивается в 1,7 млрд руб.

ОСК пытается модернизировать «Северную верфь» еще с 2015 г. и то, что в приоритете именно она, ожидаемо, полагает директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева. Она указывает на дефицит мощностей для строительства крупнотоннажного флота в России. Например, только для экспорта российского зерна требуются около 60 балкеров дедвейтом 40 000–60 000 т, построить которые в РФ вряд ли удастся, отмечает эксперт. «Поэтому наряду со строительством новых заводов проекты реконструкции действующих верфей становятся очень актуальными», – резюмировала она.

Для реализации планов по выпуску на «Северной верфи» крупных узловых деталей и блоков с последующей сборкой в крупнотоннажные суда необходимо увеличить размеры стапелей и доков, а также повысить уровень автоматизации производства, считает завкафедрой безопасности в Санкт-Петербурге РАНХиГС Александр Дмитриев. Объемы обработки металла на предприятии в таком случае, по его оценкам, должны вырасти в 10 раз.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, попытки организовать гражданское судостроение на «Северной верфи» за счет субсидий и дотаций «малоперспективны» – в том числе потому, что это противоречит современной мировой практике разделения верфей на гражданские и военные.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | ОСК планирует вложить в развитие «Северной верфи» более 100 миллиардов рублей в течение ближайших 6 лет

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике