Российский морской регистр судоходства призвал участников судостроительного рынка создать единый формат обмена данными и цифровыми моделями. Сейчас часть судостроителей перешла на отечественное ПО, но многие по-прежнему пользуются западными программами.
Обмен данными с учетом мировых трендов
Содержание:
Призыв представителей Морского регистра к проектировщикам судов переходить на единый формат данных прозвучал на II Всероссийском Морском конгрессе – он прошел в Москве 24-25 сентября.
И это не просто призыв – уже 9 октября пройдет совещание по обсуждению вопросов перехода к единому формату проектирования, рассказал Mashnews Александр Баев, заместитель генерального директора по интеграциям с САПР и развитию ООО «Глазар».
Российский морской регистр не предлагает сделать что-то то изолированное от мирового рынка.
«Судостроительная отрасль, несмотря на существующие ограничения, была и будет глобальной. То есть нужно понимать, что обмен цифровыми данными и моделями будет осуществляться не только внутри РФ, но и с зарубежными подрядчиками. Поэтому, отечественным компаниям, осуществляющим трансформацию, придется договорится о едином формате обмена данными и цифровыми моделями, придерживаясь при этом общемировых трендов», — заявили в Росрегистре.
Регистр развивает и собственную цифровую инфраструктуру. Уже разработан цифровой инструмент для проверки судовых конструкций на соответствие правилам. Созданный программный комплекс включает в себя четыре модуля: Hull 2D, Hull 3D, Tank C и Rudder. Эти модули позволяют решать ряд задач по расчетам и проверке судовых корпусных конструкций, элементов емкостей типа С для перевозки сжиженного газа и элементов рулевого устройства.
Программное обеспечение активно применяется Росрегистром для расчета прочности и усталостной долговечности в рамках работ по комплексной оценке фактического состояния судна (CAP).
Рынку нравится идея
Генеральный директор компании «XOprog» Кирилл Еруков с энтузиазмом воспринял у идею единого формата данных.
«Нам как разработчикам эксплуатационной документации и регистрового софта расчета остойчивости и прочности судна в процессе эксплуатации зачастую приходится создавать модель судна из остатков бумажной документации, не всегда полного комплекта и приемлемого качества. Конечно же, наличие единого стандарта (в идеале — международного) поможет всем действующим акторам. Инициатива российского классификационного сообщества звучит «нарядно» и амбициозно, при этом есть сомнения, что сотрудники в локальных офисах компаний обладают необходимыми компетенциями для выполнения обозначенных функций», – говорит он.
Еруков пояснил, что цифровое проектирование позволяет держать инженерные характеристики корпуса (гидростатические данные, пантокарены, параметры и тарировка танков и трюмов) в «живом» формате, то есть в актуальном для всех участников проектирования и доступном для внесения правок, который можно впоследствии «переварить» для создания ПО. «Цифровая модель — это не только 3d-рендер как мы привыкли воображать, но и база данных, — говорит Ерков. — Использование верифицированных моделей может в разы упросить процесс аккредитации разработанного софта классификационным сообществом, к примеру, Российским морским регистром судоходства, ускорить сам процесс создания ПО и дополнительных моделей.
«Мы выступаем за открытое размещение построечной документации, естественно, с соблюдением норм правовой охраны интеллектуальной собственности», — сказал он.
Полуроссийское ПО
В России проектировщики судов используют самое разное программное обеспечение – есть отечественное, есть доработанное западное.
Из четырех модулей программного комплекса Российского морского регистра судоходства (Hull 2D, Hull 3D, Tank C и Rudder), как минимум, первые два являются французскими — это расширения ПО Atlas, базирующиеся на ядре от французской OpenCascade, ныне принадлежащей транснациональной группе CapGemini, де-факто ПО написано «дочкой» французской компании, хотя и не без участия наших соотечественников, вероятно, ушедших из компании в 2022 году, рассказал Mashnews Александр Баев, зам. генерального директора по интеграциям с САПР и развитию компании «Глазар».
Таких «полуотечественных» продуктов пока в нашем судостроении большинство, если не почти все.
«Насколько я знаю, предприятия ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) до сих пор используют много зарубежных САПР и PLM, то есть ПО для управления жизненным циклом продукта, но без должной поддержки от разработчиков, например Siemens NX, просто закрывают слово Siemens на экране. То же самое с Siemens (ранее Sener) Foran, которую в постоянно режиме используют, например, «Северное ПКБ» и «Северная верфь». В других КБ и предприятиях основой проектирования остаются судостроительные программы для проектирования Aveva Marine, Tribon, Cadmatic, СATIA, Fusion и другие», – сказал он.
Работоспособность аппаратной части обеспечивается перепрошивкой «мозгов» и она, где возможно, продолжает работать без всякой связи с зарубежными производителями. То есть, софт и управляющие блоки импортного оборудования доводятся до рабочего состояния, где это не критично или просто нет альтернатив, добавил Баев.
Российское ПО
Российские разработчики всеми силами пытаются удовлетворить спрос судостроительной отрасли, рассказал директор проектно-конструкторского бюро Emperium Артем Соловьев. Основной CAD-системы (компьютерная помощь проектированию, нужна для определения геометрии конструкции, определяет все последующие этапы жизненного цикла продукта) в России является программа «Компас», разработка компании «Аскон».
«Примером работоспособности этого ПО являются суда, которые на данный момент бороздят водные бассейны страны, — они спроектированы целиком в «Компасе». Компания «Аскон» работает над комплексностью решения для повышения конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами. Цифровая платформа судостроения будет включать в себя модули разработки корпусных конструкций, судовых систем, электрики и т.д. «Компас» работает в собственных форматах данных, на данный момент прорабатывается вопрос верификации в надзорных органах – Российском классификационном обществе и Российском морском регистре», — говорит Соловьев.
В сегменте программ для компьютерной помощи в инженерии (они нужны для анализа геометрии конструкции судна, моделирования и изучения поведения продукта, решения других инженерных задач — расчет конструктивной прочности, нагрузки, напряжения, деформации, анализ тепловых процессов, расчет гидравлических систем и механизмов) уже существуют такие решения как пакет Sea Solution, Диалог-Статик, APM FEM, FlowVision, добавляет Соловьев.
Заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники Руслан Пермяков считает, что среди российских программ для проектирования судов можно выделить такие решения, как «Гидросфера», Astra Pro, «Корабль 3D» и «Комплексный инженерный анализ (КИА)».
«Эти программы разрабатывались с учетом специфики российского рынка и зачастую имеют поддержку интеграции с международными стандартами проектирования судов. В сравнении с иностранными аналогами (AutoShip, Aveva Marine или Siemens NX) российские программы могут уступать в интерфейсе, функциональных возможностях и поддержке международных сертификаций. Однако российские программы часто лучше адаптированы для интеграции с национальными стандартами и правилами, имеют преимущества по стоимости и локальной поддержке», — отметил он.
Руководитель московского офиса РФЯЦ ВНИИЭФ ИЦТ ГК Росатом, член НОЦ «МореАгроБиотех», эксперт MariNet НТИ Олег Зуб добавил к списку российских программ для проектирования судов Ascon, A3D, T-Flex, GRB и Sarus RGB.
«Однако наши вендоры менее функционально развиты относительно иностранных. Если брать Ascon и T-Flex, им, помимо расширения функционала, следует отдельное внимание уделить защищенности от утечек и внесения несанкционированных правок в проектную документацию. Сейчас это направление требует доработки. Только Sarus на данный момент имеет необходимые сертификаты», — говорит он.
Отечественные системы автоматического проектирования зачастую создаются как реплики иностранных программ, поясняет Баев. Оригинальные продукты разраба&#