Главная Судостроение Проектировщиков судов в Российской Федерации желают перевести на единый формат данных

Проектировщиков судов в Российской Федерации желают перевести на единый формат данных

от admin

Российский морской регистр судоходства призвал участников судостроительного рынка создать единый формат обмена данными и цифровыми моделями. Сейчас часть судостроителей перешла на отечественное ПО, но многие по-прежнему пользуются западными программами.

Обмен данными с учетом мировых трендов

Призыв представителей Морского регистра к проектировщикам судов переходить на единый формат данных  прозвучал на II Всероссийском Морском конгрессе – он прошел в Москве 24-25 сентября.

И это не просто призыв – уже  9 октября пройдет совещание по обсуждению вопросов перехода к единому формату проектирования, рассказал Mashnews Александр Баев, заместитель генерального директора по интеграциям с САПР и развитию ООО «Глазар».

Российский морской регистр не предлагает сделать что-то то изолированное от мирового рынка.

«Судостроительная отрасль, несмотря на существующие ограничения, была и будет глобальной. То есть нужно понимать, что обмен цифровыми данными и моделями будет осуществляться не только внутри РФ, но и с зарубежными подрядчиками. Поэтому, отечественным компаниям, осуществляющим трансформацию, придется договорится о едином формате обмена данными и цифровыми моделями, придерживаясь при этом общемировых трендов», — заявили в Росрегистре.

Регистр развивает и собственную цифровую инфраструктуру. Уже разработан цифровой инструмент для проверки судовых конструкций на соответствие правилам. Созданный программный комплекс включает в себя четыре модуля: Hull 2D, Hull 3D, Tank C и Rudder. Эти модули позволяют решать ряд задач по расчетам и проверке судовых корпусных конструкций, элементов емкостей типа С для перевозки сжиженного газа и элементов рулевого устройства.

Программное обеспечение активно применяется Росрегистром для расчета прочности и усталостной долговечности в рамках работ по комплексной оценке фактического состояния судна (CAP).

 

Рынку нравится идея

Генеральный директор компании «XOprog» Кирилл Еруков с энтузиазмом воспринял у идею единого формата данных.

«Нам как разработчикам эксплуатационной документации и регистрового софта расчета остойчивости и прочности судна в процессе эксплуатации зачастую приходится создавать модель судна из остатков бумажной документации, не всегда полного комплекта и приемлемого качества. Конечно же, наличие единого стандарта (в идеале — международного) поможет всем действующим акторам. Инициатива российского классификационного сообщества звучит «нарядно» и амбициозно, при этом есть сомнения, что сотрудники в локальных офисах компаний обладают необходимыми компетенциями для выполнения обозначенных функций», – говорит он.

Еруков пояснил, что цифровое проектирование позволяет держать инженерные характеристики корпуса (гидростатические данные, пантокарены, параметры и тарировка танков и трюмов) в «живом» формате, то есть в актуальном для всех участников проектирования и доступном для внесения правок, который можно впоследствии «переварить» для создания ПО. «Цифровая модель — это не только 3d-рендер как мы привыкли воображать, но и база данных, — говорит Ерков. — Использование верифицированных моделей может в разы упросить процесс аккредитации разработанного софта классификационным сообществом, к примеру, Российским морским регистром судоходства, ускорить сам процесс создания ПО и дополнительных моделей.

«Мы выступаем за открытое размещение построечной документации, естественно, с соблюдением норм правовой охраны интеллектуальной собственности», — сказал он.

 

Полуроссийское ПО

В России проектировщики судов используют самое разное программное обеспечение – есть отечественное, есть доработанное западное.

Из четырех модулей программного комплекса Российского морского регистра судоходства (Hull 2D, Hull 3D, Tank C и Rudder), как минимум, первые два являются французскими  — это расширения ПО Atlas, базирующиеся на ядре от французской OpenCascade, ныне принадлежащей транснациональной группе CapGemini, де-факто ПО написано «дочкой» французской компании, хотя и не без участия наших соотечественников, вероятно, ушедших из компании в 2022 году, рассказал Mashnews Александр Баев, зам. генерального директора по интеграциям с САПР и развитию компании «Глазар».

Читать также:
Новый высокоскоростной катамаран вышел на регулярную пассажирскую линию в Санкт-Петербурге

Таких «полуотечественных» продуктов пока в нашем судостроении большинство, если не почти все.

«Насколько я знаю, предприятия ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) до сих пор используют много зарубежных САПР и PLM,  то есть  ПО для управления жизненным циклом продукта, но без должной поддержки от разработчиков, например Siemens NX, просто закрывают слово Siemens на экране. То же самое с Siemens (ранее Sener) Foran, которую в постоянно режиме используют, например, «Северное ПКБ» и «Северная верфь». В других КБ и предприятиях основой проектирования остаются судостроительные программы для проектирования Aveva Marine, Tribon, Cadmatic, СATIA, Fusion и другие», – сказал он.

Работоспособность аппаратной части обеспечивается перепрошивкой «мозгов» и она, где возможно, продолжает работать без всякой связи с зарубежными производителями. То есть, софт и управляющие блоки импортного оборудования доводятся до рабочего состояния, где это не критично или просто нет альтернатив, добавил Баев.

Проектировщиков судов в России хотят перевести на единый формат данных

Российское ПО

Российские разработчики всеми силами пытаются удовлетворить спрос судостроительной отрасли, рассказал директор проектно-конструкторского бюро Emperium Артем Соловьев. Основной CAD-системы (компьютерная помощь проектированию, нужна для определения геометрии конструкции, определяет все последующие этапы жизненного цикла продукта) в России является программа «Компас», разработка компании «Аскон».

«Примером работоспособности этого ПО являются суда, которые на данный момент бороздят водные бассейны страны, — они спроектированы целиком в «Компасе». Компания «Аскон» работает над комплексностью решения для повышения конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами. Цифровая платформа судостроения будет включать в себя модули разработки корпусных конструкций, судовых систем, электрики и т.д. «Компас» работает в собственных форматах данных, на данный момент прорабатывается вопрос верификации в надзорных органах – Российском классификационном обществе и Российском морском регистре», — говорит Соловьев.

В сегменте программ для компьютерной помощи в инженерии (они нужны для анализа геометрии конструкции судна, моделирования и изучения поведения продукта, решения других инженерных задач — расчет конструктивной прочности, нагрузки, напряжения, деформации, анализ тепловых процессов, расчет гидравлических систем и механизмов) уже существуют такие решения как пакет Sea Solution, Диалог-Статик, APM FEM, FlowVision, добавляет Соловьев.

Заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники Руслан Пермяков считает, что среди российских программ для проектирования судов можно выделить такие решения, как «Гидросфера», Astra Pro, «Корабль 3D» и «Комплексный инженерный анализ (КИА)».

«Эти программы разрабатывались с учетом специфики российского рынка и зачастую имеют поддержку интеграции с международными стандартами проектирования судов. В сравнении с иностранными аналогами (AutoShip, Aveva Marine или Siemens NX) российские программы могут уступать в интерфейсе, функциональных возможностях и поддержке международных сертификаций. Однако российские программы часто лучше адаптированы для интеграции с национальными стандартами и правилами, имеют преимущества по стоимости и локальной поддержке», — отметил он.

Руководитель московского офиса РФЯЦ ВНИИЭФ ИЦТ ГК Росатом, член НОЦ «МореАгроБиотех», эксперт MariNet НТИ Олег Зуб добавил к списку российских программ для проектирования судов Ascon, A3D, T-Flex, GRB и Sarus RGB.

«Однако наши вендоры менее функционально развиты относительно иностранных. Если брать Ascon и T-Flex, им, помимо расширения функционала, следует отдельное внимание уделить защищенности от утечек и внесения несанкционированных правок в проектную документацию. Сейчас это направление требует доработки. Только Sarus на данный момент имеет необходимые сертификаты», — говорит он.

Отечественные системы автоматического проектирования зачастую создаются как реплики иностранных программ, поясняет Баев. Оригинальные продукты разраба&#

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике