Объединенная двигательная установка легендарного орбитального корабля «Буран» перешла в собственность Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева. Она хранится на предприятии с момента запуска корабля, но корпорация не могла взять ее на баланс, так как владельцем установки числилось Росимущество.
Права собственности на установку РКК «Энергия» получила 5 июня по решению Арбитражного суда Москвы. У Росимущества есть месяц на обжалование, однако еще во время судебных заседаний представители ведомства заявили, что претензий к РКК «Энергия» на этот счет не имеют.
Объединенная двигательная установка «Бурана» включала два двигателя орбитального маневрирования с тягой по 90 кН, 38 управляющих двигателей с тягой по 4 кН, восемь двигателей точной ориентации с тягой по 200Н, четыре твердотопливных двигателя экстренного отделения с тягой по 28 кН. А также — топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления.
Вопрос о судьбе установки возник в РКК «Энергия» из-за формулировок в документах на приватизацию предприятия. Она проводилась в 1994 году, часть имущества предприятия признано не подлежащим приватизации. То есть его собственником продолжает являться государство.
Относительно объединенной двигательной установки «Бурана» никаких особых распоряжений не принималось, в том числе не указывалось, что она непременно должна остаться в госсобственности.
В 2008 году РКК «Энергия» поставила установку на забалансовый учет, но несмотря на этот статус, все равно несла расходы на ее содержание. При этом стоимость установки официально значится 0 рублей и 00 копеек.
С учетом того, что ни Роскосмос, ни Росимущество никаких распоряжений относительно установки не давали, суд посчитал, что это спорное имущество может официально перейти к РКК «Энергия». Как корпорация намерена им распорядиться, на судебных заседаниях не обсуждалось.
Проект орбитального корабля «Буран» официально закрыт в 1993 году. Однако исследования относительно его возможностей продолжаются до сих пор. Так, в 2013 году РКК «Энергия» обнародовала результаты теоретических и практических изысканий, касающихся длительного хранения жидкого кислорода в баке объединенной двигательной установки орбитального корабля «Буран». В частности, ученые выяснили, что жидкий кислород в баке в условиях космоса может храниться более 30 суток при использовании холодильной машины. В 2017 году руководство корпорации заявляло, что наработки «Бурана» могут использоваться при создании ракеты-носителя «Союз-5» (впоследствии проект сменил название на «Иртыш»).
Разработчики «Бурана» в РКК «Энергия» неоднократно подчеркивали, что в момент создания в советской ракетно-космической отрасли проект не имел аналогов по сложности. В состав корабля входило свыше 600 блоков бортовой аппаратуры, 50 бортовых систем.
«Многоразовая транспортная космическая система «Энергия–Буран» опередила время, страна не была готова к ее использованию», — так в РКК «Энергия» прокомментировали судьбу «Бурана» в статье 2018 года, к 30-летию первого и единственного полета корабля.
СПРАВКА MASHNEWS
Орбитальный корабль «Буран» — многоразовый транспортный шаттл, разработка в НПО «Энергия» началась в начале семидесятых годов, как ответ на создаваемый в США космический челнок «Спейс шаттл». Первый и единственный полет «Бурана» состоялся в 1988 году, он осуществлялся в беспилотном режиме и длился 205 минут. Всего в рамках проекта «Буран-Энергия» создавалось пять шаттлов, первый — «Буран», также шла работа над изготовлением челноков «Буря» и «Байкал», на Тушинском машиностроительном заводе в низкой степени готовности было еще два корабля проекта. После закрытия программы «Буран-Энергия» последние два корабля уничтожены. Корабль «Байкал» хранится в Музейном комплексе военной и гражданской техники в Верхней Пышме, челнок «Буря» остался на космодроме Байконур. Там же хранился и летавший на орбиту «Буран». Однако в 2002 году на космодроме произошло обрушение корпуса, в результате которого погибли восемь сотрудников Байконура, корабль был полностью уничтожен.