Главная Спецтехника «Русский народный электромобиль» создадут за счет госбюджета

«Русский народный электромобиль» создадут за счет госбюджета

от admin

На создание единой модульной платформы для легковых автомобилей за несколько лет потратят почти 90 млрд рублей. Такие поправки в проект бюджета 14 ноября одобрила Госдума. Какими будут машины, созданные в рамках этой концепции, и насколько она в принципе жизнеспособна, разбирался Mashnews.

Кто и сколько

«Национальная модульная платформа» будет создана под эгидой нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработку доверят ФГУП «НАМИ», в течение 2025 и 2026 года предприятие получит по 25,6 млрд рублей, и еще 36,6 млрд рублей в 2027-м. Итого: 87,8 млрд.

Предполагается идти в ногу со временем и, вопреки ожиданиям, в результате построить не очередную народную Lada Granta, т.е. простую и доступную легковушку, а сделать упор на «зеленую» повестку: электромобили и гибриды, сыграв сразу в нескольких сегментах, от гольф- до бизнес-класса.

Ранее идею создания единой платформы горячо поддерживали в «Росатоме», чей проект инновационного городского электрокара продолжает буксовать и становиться дороже с каждым днем. Концепция кажется логичной: «Модульная платформа для нашей промышленности – история хорошая и очень полезная. Вместо того чтобы держать разные конструкции, можно на основе одной строить разные автомобили практического любого класса», — отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.

Но кто именно займется созданием принципиально новой линейки автомобилей? Силами только НАМИ здесь не обойтись. «Для начала необходимо провести глубокое исследование, разработать теоретическую базу, прояснить все вопросы, связанные с надежностью и безопасностью. Главное, чтобы этим занимались люди, которые имеют к автопрому непосредственное отношение. Хотя и совершенно необязательно отдавать все это «АвтоВАЗу» или «Соллерсу», — продолжает Ракитин. Словом, речь идет о создании автомобильно-исследовательского кластера – пора вспомнить про Сколково.

СПРАВКА

  • Модульные платформы используют практически все крупные мировые автопроизводители. На базе такой платформы выпускаются машины различных классов, сокращая финансовые издержки и сроки запуска в производство новых моделей. Модульная архитектура L.E.M.O.N. концерна Great Wall позволяет строить автомобили длиной от 4200 мм до 5100 мм. На базе платформы MLB концерн Volkswagen выпускает модели самых разных марок —  Audi, Bentley, Lamborghini.

На шаг позади

Другой вопрос, что основные идеи насчет того, какой будет или должна быть эта платформа, уже озвучены. И они неприятно удивляют: мы опять отстаем от всех, не успев даже включиться в гонку.

«Из того, что видел я, — это гибриды, причем последовательные, которые базируются на копии китайского двигателя 1,6, это единая платформа для классов от B до E с балкой в задней подвеске. Технологии позапрошлого дня, не завтрашнего и даже не сегодняшнего. Предполагается ли в этой концепции использовать твердотелые батарейки, как у китайцев? Нет, не предполагается. Потому что их нет», — сокрушается вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Отдельной строкой идет финансовая сторона вопроса. Одни и те же деньги сегодня и, условно, в следующий понедельник – две очень разные суммы. И то, что в 2024-м обойдется в 90 млрд рублей, спустя год может стоить в два раза больше. Найдется ли достаточно средств в бюджете на фоне текущего положения дел в экономике?

«Не думаю, что хоть кто-то с полной уверенностью может сказать, что предварительной суммы хватит. Она именно предварительная, и именно на сегодня. И если к реализации проекта все же приступят, будет история как с тем же «Атомом», или электромобилем «Кама», который дорожал чуть ли не каждую неделю, и в результате фактически был забыт», — говорит Максим Ракитин.

Антон Шапарин еще более пессимистичен в своих прогнозах. «Я воспринимаю данные расходы как списанные в никуда деньги и подозреваю, что Россия не получит по результатам этой творческой деятельности отдельных чиновников какой-либо платформы, которая будет пригодна в 2030 годах, когда этот проект будет завершен. Если его вообще когда-либо завершат, как мы видели по ряду проектов Роснано. Откровенно говоря, эта история очень живо мне напоминает именно Роснано», — уверен эксперт.

Читать также:
«АвтоВАЗ» запустил производство LADA Vesta в обновленной комплектации

Автомобили и самолеты

Финальный момент: ответственность. Начать громкий проект, потратить огромное количество денег на его реализацию и потом тихо свернуть – к сожалению, таких «стартапов» в новейшей истории отечественного автопрома было уже достаточно.

И не только автопрома. Максим Ракитин приводит в пример гражданскую авиацию: «Можно абстрагироваться от автомобильной темы и вспомнить другие отрасли промышленности, в частности, авиационную: что МС-21, что Superjet New постоянно сдвигались в сроках, и теперь понятно, что обещанных 1000 самолетов к 2030 году в России не будет». А ответственность… «Чиновники, которые начинают заниматься какими-либо проектами, всегда при необходимости находят огромное количество документов, объясняющих, почему все не получилось сделать вовремя», — напоминает собеседник Mashnews.

Идея создания единой платформы для российских легковушек не просто логична, она экономически оправдана – по этому пути уже давно идут все ведущие мировые автоконцерны, от Volkswagen до Great Wall, сокращая издержки при проектировании новых моделей. И это намного эффективнее, быстрее, дешевле, чем строить условную Vesta на одной платформе, условную Iskra – на другой, а условный Largus – на третьей. Но получится ли?

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике