В первые пять лет эксплуатации почти три года судно не могло использоваться из-за поломок различных узлов и систем.
О серьезных проблемах с одним из новых сторожевых кораблей Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району стало известно в ходе судебного разбирательства между эксплуатантом и производителем судна. Пограничники хотели закрыть все вопросы в рабочем порядке, но представители АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» не спешили устранять недостатки.
За 2020-2024 годы накопилось более 70 рекламационных актов, в которых описываются всевозможные технические замечания. Из них судостроители признают меньше половины, по остальным ссылаются на истечение сроков гарантийного ремонта.
Арбитражный суд Камчатского края решением от 19 мая поддержал позицию пограничников о том, что вынужденный простой корабля, составивший в сумме 1074 дня, нельзя учитывать в исчислении времени гарантии, и ремонт изготовитель корабля должен провести по всему перечню рекламаций.
Сторожевой корабль «Петропавловск-Камчатский» проекта 22100 «Океан» был заложен 15 июня 2015 года, спущен на воду в Зеленодольске через три года, достроен в Кронштадте к осени 2019 года и своевременно передан заказчику по гособоронзаказу. Он должен был стать гордостью дальневосточного флота, но почти три года из пяти простоял в порту вместо патрулирования особой экономической зоны РФ, участия в спасательных операциях, борьбы с браконьерами и контрабандистами.
Судно, рабочий ресурс которого рассчитан на 40 лет, обошлось бюджету в 8,66 млрд рублей, а существенные проблемы начали проявляться с первого месяца его эксплуатации. Ломались критически важные узлы и агрегаты: главные двигатели, рулевое устройство, валогенераторы, радиолокационная станция, холодильные установки и другие системы. При этом некоторые до сих пор не исправленные дефекты возможно устранить только при доковании.
По соглашению сторон, достигнутому в январе 2025 года, все работы по признанным замечаниям должны завершиться к концу июня этого года. Но теперь перечень неполадок расширился с 31 до 74 позиций. Трудно сказать, хватит ли татарстанскому заводу оставшегося времени для полного исполнения требований, а на обжалование решения камчатского арбитража у АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» есть еще два дня.
СПРАВКА MASHNEWS
Пограничный сторожевой корабль первого ранга проекта 22100 (шифр «Океан») разработан петербургским АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» по заказу Погранслужбы ФСБ РФ и при участии специалистов береговой охраны.
Головной корабль серии «Полярная звезда» спустили на воду 21 мая 2014 года. Судно длиной 104 м и шириной 14 м имеет водоизмещение 2700 т. Крейсерская скорость составляет 21 узел. Корабль может находиться в автономном плавании до 2 месяцев, преодолевая за это время до 12 тысяч морских миль. В конструкцию заложены возможности ледового хода с толщиной льда до 80 см. Все суда проекта с 2016 года выпускаются полностью из отечественных комплектующих, включая силовые установки.
Пограничный сторожевой корабль «Петропавловск-Камчатский» стал первым серийным кораблем проекта 22100. В 2020 году он назван лауреатом регионального этапа конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».