Главная Спецтехника Z-мобиль: предшественник «Атома» задолжал государству практически млрд рублей

Z-мобиль: предшественник «Атома» задолжал государству практически млрд рублей

от admin
Блог о машиностроении и технике | Z-мобиль: предшественник «Атома» задолжал государству практически млрд рублей

Бесславная история еще одного российского электромобиля подошла к своему логическому финалу. С разработчика электрокара — компании Zetta – взыскивает миллионы ВЭБ РФ. На очереди рассмотрение еще одного дела, где к Zetta предъявляет претензии  уже Минпромторг. Почему изначально перспективный проект, не имевший аналогов на российском рынке, был закрыт?

Три суда, один ответчик

Компания «Зетта» из Тольятти, собиралась выпустить электроавтомобиль собственной разработки. Но не получилось. Теперь от «Зетты» требуют вернуть вложенные в проект государственные средства.

Арбитражный суд Московского округа постановил оставить без изменений вынесенное нижестоящими судами решение – взыскать с ООО «Зетта» в пользу Госкорпорации развития ВЭБ РФ 22 млн рублей процентов и неустоек (основной долг в этом деле не фигурировал). ВЭБ РФ хотел больше — 35 млн, но суд отказал. Постановление вынесено 17 марта. Судебные приставы уже получили исполнительный лист на принудительное взыскание средств, сообщил 13 апреля Телеграм-канал «Автопоток».

Это не единственное судебное дело с участием «Зетты», стартапа, с самого начала финансировавшегося государством, –  идет разбирательство, где истцом является Минпромторг, и речь о сумме куда более внушительной: 596 млн рублей. Также в отношении компании прокуратурой Самарской области в прошлом году было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств на сумму свыше 1 млн рублей. Это т.н. «дежурное обвинение», в дальнейшем сумма обычно корректируется в большую сторону, часто – в десятки или даже сотни раз. Что произошло и в данном случае: цифра увеличилась до 284 млн рублей, которые «Зетта» получила из бюджета на проведение опытно-конструкторских работ.

Завершиться победой «Зетты» или хотя бы просто ничьей у этой истории шансов нет, разработчикам придется платить. Другой вопрос, как и чем: проект «умер» в 2022 году, а в 2024-м убытки компании составили почти 2 млн рублей при выручке 221 тыс. рублей. Вероятно, в скором будущем она официально станет банкротом.

Первые электрокары Zetta должны были быть выпущены еще в 2019 году, однако по состоянию на август 2022-го производитель собрал только пять штук. О каком-либо продолжении работ под этой маркой речи не идет.

«Денег просто не хватило»

«Зетта» стала вторым по масштабности проектом миниатюрных электромобилей в России после печально известного «Е-мобиля», опередив и международный «Атом», и калининградский «Амбер» (оба вот-вот должны быть готовы, хотя запуск «Атома» в серию основательно пробуксовывает). В 2021 году машину протестировал Денис Мантуров, занимавший тогда пост главы Минпромторга РФ, и в целом ее похвалил, говорилось об интересе к проекту со стороны американской Тесла.

Модель была только одна — Zetta City Modul One. Кузов из композитных материалов, элементы подвески и рулевого управления – адаптированная для проекта копия «грантовских», размеры – 3030 см в длину, 1600 в ширину, вес – от 468 до 798 кг. Привод либо передний, либо с мотор-колесами сзади (в дополнение к электромотору, расположенному спереди). Четыре места, включая водительское, запас хода – вполне достаточные для города 180 км.

Батареи из КНР, все остальное отечественного производства. Цена должна была составлять от 550 тыс. до 1,2 млн рублей в зависимости от комплектации.

Словом, это ровно то же самое, что сейчас планируется запустить в производство под названием «Амбер» — уже не квадроцикл, но еще не автомобиль, фактически «тук-тук» с крышей и печкой. Формат своеобразный и во многом спорный. Однако, в отличие от калининградского проекта, Zetta закончилась ровно в тот момент, когда разработчики не смогли получить от Минпромторга дополнительные 100 млн рублей, потребовавшиеся для финальной доводки. И ведь это был почти готовый автомобиль, ни о каких изначально мошеннических схемах или «освоении средств ради освоения средств» в данном случае речи не шло, уверены в экспертном сообществе.

«Изначально проект представлялся крайне интересным, — говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева. – Фактически, целевой сегмент рынка, на который были рассчитаны эти электромобили, — доставка «последней мили». Ниша на сегодняшний день так и не занята: есть компании, которые только собираются выйти на этот рынок, но в данном случае речь идет либо о требующих дополнительной сертификации гольф-карах, либо, скажем так, «дальних» проектах».

«Проект был амбициозным, — согласен с Гордеевой технолог опытного производства химических источников тока компании АО «АВЭКС» Андрей Корчун. – Хотя бы потому, что разрабатывался практически с нуля и конструктивно являлся именно российским – за исключением аккумуляторной батареи». Но отечественной сборки и готовой компонентной базы для успешного стартапа оказалось мало.

Читать также:
Правительство России намерено «в ближайшие месяцы» утвердить программу развития производства отечественных туристических автобусов

Провальная конструкция, неверное бюджетирование

Проблемы у «Зетты» начались давно, и, по мнению Гордеевой, были связаны в том числе с неверной оценкой бюджета всего предприятия. Авторы проекта никак не могли предугадать, что в 2020 году случится пандемия коронавируса, а следом – высокая кредитная ставка, введенные против России санкции, удорожание всего и вся. «Денег попросту не хватило», — заключает собеседница Mashnews.

Тормозили «Зетту» и нюансы сугубо технического свойства. В первую очередь, сама конструкция автомобиля. «Проблема машин, сделанных по принципу мотор-колес, в сильном увеличении неподрессоренных масс. Это означает, что у вас очень легкий автомобиль, и его очень сильно шатает на всех кочках. Поэтому такую конструкцию практически никто не применяет, — поясняет Андрей Корчун. — Да и в целом, машины по размерам сходные с «Зеттой» — удел узких улочек, за их пределами они просто нежизнеспособны, на дорогах Москвы их, и без того крайне неустойчивых, будет просто сносить. А теперь представьте, что вы едете на таком электрокаре со скоростью 100 км/ч, и рядом проносится «КАМАЗ».

Помимо прочего, одной из бед «Зетты» была недостаточная проработка отдельных узлов и деталей. Причина этого, по мнению Ии Гордеевой, заключалась в том, что разработчики, требовавшиеся проекту, — в нашей стране на вес золота. «Таких специалистов надо искать, переманивать, это тоже стоит денег, и немалых. Как и комплекс необходимых мероприятий, от испытаний отдельных узлов до организации краш-тестов».

Не просчитали, не доработали, промахнулись с бюджетированием – но, вполне возможно, все могло бы получиться. Если бы не уперлось в сугубо финансовый вопрос. А получить дополнительное финансирование, о котором говорилось выше, оказалось невозможно. И вот почему.

«Минпромторг крайне ограничен в своих действиях по поддержке таких проектов, — поясняет Ия Гордеева. — Они выделяют первоначальную сумму, дальше их задача – требовать исполнения взятых на себя обязательств со стороны заемщика. Увеличение или изменение бюджета – практически нонсенс, и выделить дополнительные деньги – очень сложная задача, поскольку любое министерство – регламентированный орган, следующий предписаниям, и оно не может допустить введения каких-то специальных условий по отношению к какому-либо отдельному предприятию. Кроме того, если у компании еще нет выручки, стабильного дохода, привлечь кредитные средства проблематично. Все это в совокупности и привело к краху стартапа». 

Удорожание втрое и долги вместо продаж

У ряда экспертов есть сомнения в том, что «Зетта» смогла бы «выстрелить», даже если бы проект довели до конца чисто технически. По словам Андрея Корчуна, он мог иметь успех на внешних, например азиатских рынках – там такие машины в ходу. Правда, сильна и конкуренция. А здесь уже возникает вопрос цены, которая в текущих реалиях совершенно точно была бы выше изначально заявленных 550 тысяч рублей. «К моменту выхода «Зетты» на рынок ее стоимость выросла бы до 1-1,5 млн рублей, и конкурировать в таком случае было бы уже не с кем», — уверен эксперт.

«Зетта» могла состояться – но не как электрокар, говорит главный редактор Quto.ru (входит в Рамблер&Co) Максим Ракитин: 

«Электромобили – не инструмент удобства в городе и не инструмент сокращения парковочных мест. Перспективы у такого форм-фактора были, но не на электротяге. Городу требуется недорогой маленький автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Или гибрид. Автомобиль размером с «Оку» по цене как полторы «Весты» в максимальной комплектации – такое просто никто не стал бы покупать».

«Концепция была мертвой изначальн&#

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | Z-мобиль: предшественник «Атома» задолжал государству практически млрд рублей

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике