Бесславная история еще одного российского электромобиля подошла к своему логическому финалу. С разработчика электрокара — компании Zetta – взыскивает миллионы ВЭБ РФ. На очереди рассмотрение еще одного дела, где к Zetta предъявляет претензии уже Минпромторг. Почему изначально перспективный проект, не имевший аналогов на российском рынке, был закрыт?
Три суда, один ответчик
Содержание:
Компания «Зетта» из Тольятти, собиралась выпустить электроавтомобиль собственной разработки. Но не получилось. Теперь от «Зетты» требуют вернуть вложенные в проект государственные средства.
Арбитражный суд Московского округа постановил оставить без изменений вынесенное нижестоящими судами решение – взыскать с ООО «Зетта» в пользу Госкорпорации развития ВЭБ РФ 22 млн рублей процентов и неустоек (основной долг в этом деле не фигурировал). ВЭБ РФ хотел больше — 35 млн, но суд отказал. Постановление вынесено 17 марта. Судебные приставы уже получили исполнительный лист на принудительное взыскание средств, сообщил 13 апреля Телеграм-канал «Автопоток».
Это не единственное судебное дело с участием «Зетты», стартапа, с самого начала финансировавшегося государством, – идет разбирательство, где истцом является Минпромторг, и речь о сумме куда более внушительной: 596 млн рублей. Также в отношении компании прокуратурой Самарской области в прошлом году было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств на сумму свыше 1 млн рублей. Это т.н. «дежурное обвинение», в дальнейшем сумма обычно корректируется в большую сторону, часто – в десятки или даже сотни раз. Что произошло и в данном случае: цифра увеличилась до 284 млн рублей, которые «Зетта» получила из бюджета на проведение опытно-конструкторских работ.
Завершиться победой «Зетты» или хотя бы просто ничьей у этой истории шансов нет, разработчикам придется платить. Другой вопрос, как и чем: проект «умер» в 2022 году, а в 2024-м убытки компании составили почти 2 млн рублей при выручке 221 тыс. рублей. Вероятно, в скором будущем она официально станет банкротом.
Первые электрокары Zetta должны были быть выпущены еще в 2019 году, однако по состоянию на август 2022-го производитель собрал только пять штук. О каком-либо продолжении работ под этой маркой речи не идет.
«Денег просто не хватило»
«Зетта» стала вторым по масштабности проектом миниатюрных электромобилей в России после печально известного «Е-мобиля», опередив и международный «Атом», и калининградский «Амбер» (оба вот-вот должны быть готовы, хотя запуск «Атома» в серию основательно пробуксовывает). В 2021 году машину протестировал Денис Мантуров, занимавший тогда пост главы Минпромторга РФ, и в целом ее похвалил, говорилось об интересе к проекту со стороны американской Тесла.
Модель была только одна — Zetta City Modul One. Кузов из композитных материалов, элементы подвески и рулевого управления – адаптированная для проекта копия «грантовских», размеры – 3030 см в длину, 1600 в ширину, вес – от 468 до 798 кг. Привод либо передний, либо с мотор-колесами сзади (в дополнение к электромотору, расположенному спереди). Четыре места, включая водительское, запас хода – вполне достаточные для города 180 км.
Батареи из КНР, все остальное отечественного производства. Цена должна была составлять от 550 тыс. до 1,2 млн рублей в зависимости от комплектации.
Словом, это ровно то же самое, что сейчас планируется запустить в производство под названием «Амбер» — уже не квадроцикл, но еще не автомобиль, фактически «тук-тук» с крышей и печкой. Формат своеобразный и во многом спорный. Однако, в отличие от калининградского проекта, Zetta закончилась ровно в тот момент, когда разработчики не смогли получить от Минпромторга дополнительные 100 млн рублей, потребовавшиеся для финальной доводки. И ведь это был почти готовый автомобиль, ни о каких изначально мошеннических схемах или «освоении средств ради освоения средств» в данном случае речи не шло, уверены в экспертном сообществе.
«Изначально проект представлялся крайне интересным, — говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева. – Фактически, целевой сегмент рынка, на который были рассчитаны эти электромобили, — доставка «последней мили». Ниша на сегодняшний день так и не занята: есть компании, которые только собираются выйти на этот рынок, но в данном случае речь идет либо о требующих дополнительной сертификации гольф-карах, либо, скажем так, «дальних» проектах».
«Проект был амбициозным, — согласен с Гордеевой технолог опытного производства химических источников тока компании АО «АВЭКС» Андрей Корчун. – Хотя бы потому, что разрабатывался практически с нуля и конструктивно являлся именно российским – за исключением аккумуляторной батареи». Но отечественной сборки и готовой компонентной базы для успешного стартапа оказалось мало.
Провальная конструкция, неверное бюджетирование
Проблемы у «Зетты» начались давно, и, по мнению Гордеевой, были связаны в том числе с неверной оценкой бюджета всего предприятия. Авторы проекта никак не могли предугадать, что в 2020 году случится пандемия коронавируса, а следом – высокая кредитная ставка, введенные против России санкции, удорожание всего и вся. «Денег попросту не хватило», — заключает собеседница Mashnews.
Тормозили «Зетту» и нюансы сугубо технического свойства. В первую очередь, сама конструкция автомобиля. «Проблема машин, сделанных по принципу мотор-колес, в сильном увеличении неподрессоренных масс. Это означает, что у вас очень легкий автомобиль, и его очень сильно шатает на всех кочках. Поэтому такую конструкцию практически никто не применяет, — поясняет Андрей Корчун. — Да и в целом, машины по размерам сходные с «Зеттой» — удел узких улочек, за их пределами они просто нежизнеспособны, на дорогах Москвы их, и без того крайне неустойчивых, будет просто сносить. А теперь представьте, что вы едете на таком электрокаре со скоростью 100 км/ч, и рядом проносится «КАМАЗ».
Помимо прочего, одной из бед «Зетты» была недостаточная проработка отдельных узлов и деталей. Причина этого, по мнению Ии Гордеевой, заключалась в том, что разработчики, требовавшиеся проекту, — в нашей стране на вес золота. «Таких специалистов надо искать, переманивать, это тоже стоит денег, и немалых. Как и комплекс необходимых мероприятий, от испытаний отдельных узлов до организации краш-тестов».
Не просчитали, не доработали, промахнулись с бюджетированием – но, вполне возможно, все могло бы получиться. Если бы не уперлось в сугубо финансовый вопрос. А получить дополнительное финансирование, о котором говорилось выше, оказалось невозможно. И вот почему.
«Минпромторг крайне ограничен в своих действиях по поддержке таких проектов, — поясняет Ия Гордеева. — Они выделяют первоначальную сумму, дальше их задача – требовать исполнения взятых на себя обязательств со стороны заемщика. Увеличение или изменение бюджета – практически нонсенс, и выделить дополнительные деньги – очень сложная задача, поскольку любое министерство – регламентированный орган, следующий предписаниям, и оно не может допустить введения каких-то специальных условий по отношению к какому-либо отдельному предприятию. Кроме того, если у компании еще нет выручки, стабильного дохода, привлечь кредитные средства проблематично. Все это в совокупности и привело к краху стартапа».
Удорожание втрое и долги вместо продаж
У ряда экспертов есть сомнения в том, что «Зетта» смогла бы «выстрелить», даже если бы проект довели до конца чисто технически. По словам Андрея Корчуна, он мог иметь успех на внешних, например азиатских рынках – там такие машины в ходу. Правда, сильна и конкуренция. А здесь уже возникает вопрос цены, которая в текущих реалиях совершенно точно была бы выше изначально заявленных 550 тысяч рублей. «К моменту выхода «Зетты» на рынок ее стоимость выросла бы до 1-1,5 млн рублей, и конкурировать в таком случае было бы уже не с кем», — уверен эксперт.
«Зетта» могла состояться – но не как электрокар, говорит главный редактор Quto.ru (входит в Рамблер&Co) Максим Ракитин:
«Электромобили – не инструмент удобства в городе и не инструмент сокращения парковочных мест. Перспективы у такого форм-фактора были, но не на электротяге. Городу требуется недорогой маленький автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Или гибрид. Автомобиль размером с «Оку» по цене как полторы «Весты» в максимальной комплектации – такое просто никто не стал бы покупать».
«Концепция была мертвой изначальн&#