В России впервые реализовали технологию управления беспилотником через космический спутник. И хотя в мире практика применения спутниковой связи для управления БПЛА достаточно известна, в нашей стране это первые успешные испытания.
Беспилотник услышал
Содержание:
В рамках совместного эксперимента АО «Спутниковая система «Гонец» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») и компания «Геоскан» отправили беспилотнику команду через спутник, и он услышал — вернулся на место запуска.
Для тестирования технологии использовалось беспилотное воздушное судно «Геоскан 201», оснащенное экспериментальным бортовым модемом «Гонец» и антенной. Тесты проходили на аэродроме «Пушистый» на Сахалине. Цель эксперимента – установить связь и передать данные телеметрии с борта беспилотника на космический аппарат «Гонец-М», а также отправить команду с наземной станции управления «Геоскана» на БПЛА через спутник. Всего было выполнено 6 полетов, получено 218 информационных сообщений с телеметрией беспилотника на FTP-сервере системы «Гонец» и переданы три информационных сообщения с командами управления в полете по обратной связи.
В итоге были успешно переданы данные о местоположении, телеметрические данные беспилотника в ЦОД спутниковой системы «Гонец», а также отправлена команда через спутник о принудительном возвращении БПЛА на место запуска.
С учетом масштабов
«Практика применения спутниковой связи достаточно известная. Это не первый и не единственный проект даже в РФ, но первый по результатам успешных испытаний в нашей стране, — отметил Александр Михеев, генеральный директор компании «Глори Эйр», которая занимается локализацией технологических решений в области БПЛА в России. — Во многом испытания и развитие данной технологии, например, в нашей компании были приостановлены из-за санкций, которые помешали сотрудничеству с иностранными операторами спутниковой связи».
«Отечественные системы спутниковой связи с повсеместным покрытием открывают гораздо более широкие горизонты технологического развития БАС: на другой уровень выходят системы управления беспилотными авиакомплексами, контроля их местоположения, статуса, возможности полета по тем или иным зонам, существенно снижаются риски утраты летательных аппаратов», — считает генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Павел Черенков.
Он отмечает, что успешные испытания могут дать старт новой эре развития беспилотных решений в целом, когда спутниковые технологии приходят в эту индустрию и позволяют совершенно по-иному раскрыть ее потенциал.
«С учетом масштабов нашей страны, где значительная часть территории не охвачена другими видами связи, а возможности БАС востребованы, развитие спутниковых систем для контроля местоположения воздушных судов становится принципиально важным. Космические технологии позволят увеличить площади обследования при аэрофотосъемке и корректировать параметры полета БВС при возникновении нештатных ситуаций. За счет своей многофункциональности спутниковые системы гораздо более перспективны и экономически эффективны с точки зрения инвестиций, чем наземная инфраструктура», — считает и генеральный директор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий.
Эксперимент должен стать серией
В «Геоскане» при этом уточнили, что для развития систем управления БВС через спутники необходимо, во-первых, запустить серийное производство подходящего передающего оборудования (в эксперименте применялись прототипы), а также наличие достаточной по количеству космических аппаратов спутниковой группировки.
В компании «Глори Эйр» считают, что чаще всего сложности возникают в технической части, точнее в низкой пропускной способности спутникового канала связи.
«На текущий момент возможности тех операторов, которые работают в РФ, ограничены передачей телеметрии и команд управления БАС (до 10кбит/с), для полноценного и эффективного применения необходим канал с пропускной способностью видео, а это уже 6-10 мбит/с», — раскрывают узкоспециализированные детали в «Глори Эйр».
Однако если такие проекты, действительно, будут поставлены на поток, связка БПЛА-спутник будет гораздо перспективнее, чем традиционно использующиеся радиоканалы.
«Космические технологии позволят обеспечить загоризонтное управление беспилотными воздушными судами: по сути, в перспективе получать информацию о местоположении беспилотника и управлять им можно будет из любой точки мира, — пояснили в пресс-службе «Геоскан». — Спектр применения таких проектов широк. Космические технологии позволят, например, увеличить площади обследования при аэрофотосъемке обширных удаленных территорий Сибири и Дальнего Востока, не потерять воздушное судно в горной местности».
Разработка и внедрение решений со спутниковой связью помогут решить значительную часть вопросов связанных с применением БПЛА в труднодоступных или удаленных районах, где традиционные каналы связи недоступны, согласен Александр Михеев. «Если мы говорим о радиосвязи, то она ограничена по дальности физикой радиоволн, можно применять БАС без радиосвязи, но это компромиссные решения. На текущий момент спутниковая связь используется в качестве резервной. Но когда технологии позволят передавать стабильный видеопоток через спутник управление БПЛА станет возможным из любой точки мира», — говорит он.
Сахалин — первопроходец
Пока «Гонец», являющийся оператором отечественных систем связи и ретрансляции, работает над расширением сотрудничества по дальнейшим испытаниям БПЛА. В июле компания подписала соглашение о сотрудничестве с Научно-производственным центром испытаний и компетенций в сфере развития беспилотных авиационных систем и средств защиты от их противоправного применения «Крылья Сахалина» (АНО «НПЦ «Крылья Сахалина»).
Там же, на Сахалине стороны будут реализовывать проекты в области разработки спутниковых и телекоммуникационных систем и оборудования, систем мониторинга и контроля движимых и стационарных объектов, цифровых технологий и IT — решений. Кроме того, для полного охвата сегмента БПЛА, спутниковый оператор работает над созданием новых абонентских устройств с уменьшенными массой и габаритами.
В помощь проектам по спутниковому управлению БПЛА на Сахалине также открывается Центр компетенций по развитию беспилотной авиации.
Зарубежный опыт
За рубежом существуют спутниковые системы, которые обеспечивают управление БАС через спутник. В 2015 году сообщалось, что итальянские компании Piaggio и Telespazio провели успешные испытания системы управления беспилотными летательными аппаратами по спутниковой связи. С тех пор итальянцы сумели внедрить несколько проектов по практическому применению таких дронов. Буквально в июне Telespazio объявила о начале использования дронов для доставки лекарств в труднодоступные деревни.
Сообщается, что на первом этапе дрон сможет пролететь 35 км за пределами прямой видимости по заранее установленным маршрутам, с возможностью промежуточной остановки для подзарядки, чтобы увеличить автономность. На этом этапе доставка будет ограничена лекарствами, не требующими охлаждения.
Компания Swoop Aero, предоставляющая логистические услуги в Австралии, работает совместно со спутниковым оператором Iridium. Компания Kea Aerospace также установила на борту своего беспилотного летательного аппарата Kea Atmos терминалы спутниковой связи. Kea Atmos – это дистанционно управляемый самолет мониторинга земной поверхности, работающий на солнечных батареях. После взлета он поднимается на высоту почти 20 км, где должен отработать несколько месяцев.
Также решения Iridium установлены на БПЛА Vanilla, с помощью которого НАСА проводит мониторинг окружающей среды в Арктике.
Маргарита Моржакова для Mashnews