Росавиация придумала новый класс воздушного пространства – только для беспилотников — между 300 и 400 метрами от земли. Пока идею решили обсудить с заинтересованными лицами, – частными компаниями-разработчиками БАС. Инициативу они разгромили, заявив, что она очень опасна.
Должно звучать аэрологично
16 января 2025 года истек срок подачи ответов на предложение Росавиации о создании нового класса воздушного пространства под литерой H. Чиновники задумали его, чтобы оградить беспилотники от других воздушных судов. Оценить идею они попросили ряд частных компаний, которые, как стало известно Mashnews, раскритиковали ее.
Замысел заключался в том, чтобы создать эшелон в 100 метров высотой, между 300 и 400 метрами от земли, где нельзя летать никаким воздушным судам, кроме беспилотных. Также к ней нельзя приближаться выше или ниже 100 метров. Таким образом эшелон в 300 метров становится бесполетным для всех пилотируемых воздушных судов. Единственное исключение – пересекать это пространство можно при наборе высоты и снижении. Самим же беспилотникам, если они весят более 30 килограммов, для полета в зоне H нужно лишь уведомление.
Как сказано в письме Росавиации (имеется в распоряжении Mashnews), в этой зоне ограничение скорости должно составлять 300 километров в час. Регулировать поток ведомство не планирует – вся ответственность за возможные столкновения ложится на пилотов (если пилотируемое судно пересекает зону H) и операторов БПЛА.
«Ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями при выполнении полетов беспилотного воздушного судна в воздушном пространстве класса H возлагается на командира воздушного судна и внешнего пилота беспилотного воздушного судна», — говорится в письме.
Росавиация направила инициативу заинтересованным организациям 9 января и дала срок в 7 дней для предоставления ответов. Откликнулись более четырех частных компаний, а также экспертное сообщество. Все они «в едином порыве» высказались против идеи ведомства. Некоторые хлестко назвали зону H «зоной смерти».
«Инициативное предложение Росавиации выглядит весьма странным. Ведь даже в структурах Росавиации еще остались специалисты, которые должны понимать, что подобная инициатива противоречит основам безопасности полетов. Непростой вопрос интеграции БАС в единое воздушное пространстве просто на бумаге — за счет выделения отдельного класса только для беспилотников — решен быть не может. Я могу предположить, что эта была инициатива отдельных не очень сведущих в этой теме людей, которые хотели таким образом продвинуть интересы одного конкретного проекта по аэрологистике. Например, в НТИ совместно с МАИ и ассоциацией АЭРОНЕКСТ (бывшее название ассоциации АЭРОНЕТ) сделали ставку на развитие применения беспилотных авиационных систем именно по направлению аэрологистики», — говорит авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков.
Не вижу – лечу
Эксперты называют идею Росавиации мало того, что несвоевременной, но еще и опасной. Простой пример, на что похожа зона H привел председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев.
«Это все равно что ночью перебегать многополосное скоростное шоссе, по которому едут машины с выключенными фарами и со слепыми водителями! А еще ведь придется как-то ходить по улицам и уворачиваться от падающих после столкновений друг с другом слепых беспилотников», — написал он в телеграм-канале МалАП.
Детенышев рассказал Mashnews, что в стране нужно единое воздушное пространство, где все воздушные суда видят друг друга.
«Создание такого воздушного пространства должно быть чем-то мотивировано, то есть для этого должен быть массовый спрос. Сейчас в России отсутствует отрасль БЛА, которая требовала введения отдельного воздушного пространства, не дошла еще беспилотная авиация до такого уровня развития. Второй вопрос – реализация: пилотируемая авиация должна пересекать воздушное пространство, где летают никем не контролируемые беспилотники (не все они управляются внешними пилотами). На расстоянии более 5-10 километров пилот может получать от БЛА геолокацию, скорость, какую-то телеметрию, но не более, он не видит, что вокруг аппарата. Фактически беспилотник летит в режиме крылатой ракеты. Да и, к тому же, нет гарантии, что беспилотник будет лететь в выделенной зоне. Повредится у него высотомер — и всё. Необходимо единое воздушное пространство, где все участники имеют техническую возможность видеть друг друга (оснащены так называемыми ответчиками — прим. ред.)», — отметил эксперт.
В Ассоциации организаций и лиц, выполняющих авиационные работы и поставляющих авиационные услуги, (Ассоциация авиаработ) также отметили, что времени предотвратить столкновение, даже в условиях видимости, у пилотов не будет.
«Для пилотируемой авиации, осуществляющей полеты ПВП и ППП на скоростях от 100 км/ч и более, безопасность воздушного пространства (ВП) в классе «Н» может быть осуществлена только путем исключения неконтролируемых пилотируемых полетов в этом классе ВП. Эта позиция связана с тем, что угловые размеры БВС столь малы, что их заметность возникает на дистанциях, исключающих возможность осуществления маневра пилотом воздушного судна», — отметили в организации.
Другие организации, ответившие на письмо Росавиации, не дали своего согласия на публикацию их мнений и упоминание своих названий в тексте Mashnews. Однако письменные ответы этих организаций имеются в распоряжении редакции. Обобщая, они называют предложения Росавиации «концептуально некорректными и создающими угрозу жизни и здоровья как для текущих пользователей воздушного пространства РФ, так и находящемуся на земле населению в зоне данного воздушного пространства».
Компании отмечают, что нет необходимости выделять отдельный эшелон для беспилотников. Требуется единое воздушное пространство для всех. В этом случае в каждом воздушном судне должен быть ответчик, который помогает предотвращать столкновения.
А что Китай?
Российская АОПА (от англ. Aircraft Owners and Pilots Association, организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов) была одной из организаций, к которым обратилась Росавиация. Ассоциация отмечает, что единственная страна, в которой применяется выделенное под определенный класс ВС воздушное пространство – Китай, но там низкая высота и нет рисков столкновений.
«АОПА-Россия отмечает, что классификация ИКАО не различает воздушное пространство по типу воздушных судов (пилотируемые или беспилотные). На текущий момент новый класс воздушного пространства, установленный для полетов БВС, не создан нигде в мире, кроме Китая. Подробный анализ опыта китайских товарищей показал, что новый класс ВП, появившийся недавно в Китае для полетов БВС, имеет высоту до 120 м над поверхностью земли. Конкретные границы и районы, где этот класс установлен, не опубликованы в АИП Китая и, вероятно, вводятся посредством НОТАМ по мере надобности, а не постоянно. Предложенные Росавиацией границы класса Н от 300 м. до 400 м. над поверхностью земли, а также запрет на полеты пилотируемых ВС в этом диапазоне высот и в пределах 100 м ниже нижней границы и 100 м выше верхней границы класса Н, делают невозможными полеты пилотируемой авиации на высотах 200 — 500 м там, где будет установлен класс Н», — отметили члены ассоциации.
АОПА также пишет, что в китайском опыте присутствуют бортовые ответчики на всех типах воздушных судов, которые предотвращают столкновения.
«Выполняя набор высоты или снижение, пилотируемые ВС будут пересекать вертикальные границы класса Н и его буферных слоев по 100 м сверху и снизу, что означает одновременное использование класса Н как пилотируемыми, так и беспилотными ВС. В предложениях Росавиации ничего не сказано о требованиях к БВС в новом классе Н, о наличии у них бортового оборудования Detect-and-Avoid (DAA), а также о требованиях к внешним пилотам БВС иметь соответствующую квалификацию, позволяющую надеяться на выполнение ими требований «вижу-избегаю» для полетов ПВП. Даже Китай в описании своего нового класса ВП установил требования о наличии у БВС оборудования автоматической идентификации и наличия лицензии у пилотов БВС», — говорится в письме организации.
Беспилотный самолет ZALA Z-16
Призыв к ответчику
На данный момент в России нет универса