«Роствертол» получил шанс не платить Центральной базе измерительной техники МЧС России штраф 315 млн рублей за позднюю сдачу вертолета М-26Т2. В пользу ростовских авиапромышленникоов сыграл мораторий на банкротство компаний, действовавший в период испытаний «царь-вертолета».
Размер неустойки за девятимесячную задержку сдачи вертолета может быть существенно снижен. Ее будут пересчитывать с учетом полугодового моратория на банкротство, когда неустойки предприятиям не начислялись. Новым расчетом займется Арбитражный суд Москвы. Соответствующее постановление 27 июня вынес Арбитражный суд Московского округа, отменив акты предыдущих инстанций.
Примечательно, что сам «Роствертол» аргументировал задержку сдачи вертолета не мораторием, а совсем другими причинами, связанными с закрытием неба над Ростовской областью в 2022 году.
Как ранее сообщал Mashnews, вертолет модели М-26Т2 планировалось передать структурам МЧС к 18 марта 2022 года, но борт не успел пройти испытания. Причиной, по утверждению заказчика, стала заминка с оформлением документации. Она привела к тому, что сами летные испытания сдвинулись на начало 2022 года, когда в силу геополитических событий небо над Ростовской областью стало периодически закрываться.
В итоге Южный авиационно-спасательный центр МЧС получил вертолет только в декабре 2022 года. В МЧС посчитали, что в задержке сдачи борта есть вина «Роствертола», поэтому потребовали неустойку. Вертолетостроители объясняли случившееся форс-мажором, правда, свидетельства от Торгово-промышленной палаты, которое подтверждало бы, что предприятие столкнулось с обстоятельствами непреодолимой силы, они в суд не предоставили. Предыдущие инстанции посчитали, что если бы все документы оформлялись вовремя, то и испытания удалось бы провести до периода, когда небо стали закрывать. Арбитражный суд Московского округа эти доводы поддержал, но указал, что в сентябре 2020 года, когда стороны заключили контракт о поставке вертолета, никто не могу предположить, что произойдет два года спустя, поэтому к задержке важно отнестись с учетом моратория, который действовал с апреля по октябрь 2020 года.
Стоимость вертолета составила 1,8 млрд рублей. Модель М-26Т2 в «Вертолетах России» и Госкорпорации «Ростех» называют «царь-вертолетом», это самый тяжелый транспортник в мире, усовершенствованная версия вертолета Ми-26Т. Главные отличия — бортовой комплекс авионики БРЭО-26, а также ЖК-индикаторы в кабине, цифровой автопилот. Все это позволяет вертолету осуществлять миссии в любое время суток. Экипаж для этой модели три человека, а не пять. Дальность полета — 800 км, максимальная взлетная масса — 56 тонн, на борт вертолет может взять до 82 человек, например, при эвакуации из зоны стихийного бедствия. Также вертолет может использоваться для тушения пожаров, в том числе и за пределами региона.
Центральная база измерительной техники МЧС России — один из крупнейших заказчиков в структуре МЧС. За 29 лет она заключила более 1600 контрактов на 128 млрд рублей. База приобретает не только вертолеты. Например, в марте 2025 года за 803 млн рублей база купила у фирмы «Элиот» комплекты одежды для пожарных, также среди закупок — автоцистерны, насосные станции и другое оборудование, необходимое для борьбы с пожарами. Но крупнейшие закупки связаны с воздушным транспортом. Так, с «Казанским вертолетным заводом» База заключила четыре контракта на сумму 18,6 млрд рублей, еще один контракт на 9,8 млрд рублей заключен с АО «Туполев».
А среди структур, с которыми судится база, есть и Объединенная судостроительная корпорация. С нее подведомственная МЧС организация требует 428 млн рублей. Суть спора в материалах картотеки Арбитражных дел пока не раскрывается, но известно, что предварительное заседание состоялось вчера, 30 июля.
Всего Центральная база измерительной техники МЧС России участвует в 111 судебных процессах.