Главная Судостроение Грузовой флот для Северного морского пути дают строить за муниципальный счет

Грузовой флот для Северного морского пути дают строить за муниципальный счет

от admin

Для развития судоходства по Северному морскому пути (СМП) необходима государственная программа по приобретению и строительству арктического грузового флота. Эта идея обсуждалась на Совете участников судоходства по Северному морскому пути. Эксперты разошлись во мнениях о ее целесообразности.

Новое поколение судов

Заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути прошло 7 июня 2024 года в Петербурге. Говорили о необходимости разработки государственной программы по приобретению и строительству арктического грузового флота.

Председатель Совета участников судоходства по СМП Сергей Франк по итогам заседания заявил, что нужно создавать новое поколение судов и синхронизировать планы грузовладельцев и судовладельцев с планами промышленности.

Совет участников судоходства по СМП был создан в 2022 году. Постоянными членами Совета стали «Норильский никель», «Газпром нефть», «Новатэк», «Роснефть», «ГДК „Баимская“», «Северная звезда», Росморречфлот, «Росатом», «Атомфлот», «Совкомфлот» и другие компании.

В 2018 году Правительство РФ наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути.

В августе 2022 года правительство утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года, общая стоимость проекта оценивалась в 1,8 трлн рублей. В документе, в частности, говорится о строительстве 9 контейнеровозов, 7 универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (190 млрд рублей, из них внебюджет — 48 млрд), трех ледоколов проекта 10510 «Лидер» (головной обойдется в 100 млрд бюджетных средств), судов атомнотехнологического обслуживания (25 млрд рублей) и четырех дополнительных ледоколов за внебюджетные средства на 220 млрд рублей.

Также нужно построить 16 аварийно-спасательных судов за 27 млрд до 2025 года, еще 30 до 2030 года за 98 млрд, из них 6,8 — внебюджет.

В 2023 году чиновники говорили уже о большем количестве судов. Так, замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов на выставке по гражданскому судостроению «Нева 2023» сообщил, что для обеспечения запланированного к 2035 году грузооборота на Северном морском пути необходимо задействовать 130 единиц флота. По данным главы дирекции СМП «Росатома» Вячеслава Рукши, потребность в судах еще больше — 160 единиц.

Грузовой флот для Северного морского пути предлагают строить за государственный счет

Нужны двигатели

Ключевой проблемой при постройке арктического флота является отсутствие двигателей внутреннего сгорания достаточной мощности с большим ресурсом, рассказал Mashnews владелец военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Михаил Даниленко.

«Возможным решением могло бы стать два пути развития двигателестроения. Первый — это создание низкобортных двигателей, производство которых в Российской Федерации в настоящий момент отсутствует. Второй путь — это среднеоборотные двигатели, работающие в спаренных установках. Ранее такие агрегаты реализовывали заводы «Русский дизель» и французский SEMT Pielstic», – пояснил Даниленко.

Он отметил, что строительство арктического флота идет с большим опозданием, нужно построить более 250 судов различного класса. «Российская Федерация в достаточной мере обеспечена судостроительными заводами для выполнения такой задачи, что подтверждено выполнением крупных проектов по строительству схожих судов», — добавил Михаил Даниленко.


Зачем отдельная программа?

Другие собеседники редакции выражают сомнения в необходимости отдельной программы для Северного морского пути.

В России уже действует госпрограмма развития транспортной системы, которую курирует Минтранс, в рамках которой строится большое количество судов различного назначения, в том числе и для эксплуатации в северных широтах. Заказчиками этих судов выступают различные подведомственные Минтрансу организации – Дирекция госзаказчика, Росморречфлот и другие, напомнил Mashnews зам. генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов.

«Я не уверен, нужна ли вообще отдельная госпрограмма по строительству арктического флота. И сейчас по 44-ФЗ строятся ледоколы и прочие суда для «Атомфлота». Таким образом, я не вижу необходимости в госпрограмме по строительству арктического флота, а организовать мероприятия по повышению уровня локализации этих судов — крайне целесообразно», – говорит он.

Эксперт предлагает сделать это за счет увеличения финансирования системы предоставления субсидий из федерального бюджета российским предприятиям для разработки и внедрения в серийное производство судового комплектующего оборудования.  «Насколько я знаю, такие обсуждения ведутся. А суда в основном и так строятся за бюджетные деньги», – отметил Стоянов.

Читать также:
ВТБ за 5 лет планирует выстроить две новые и всецело реконструировать старые верфи ОСК

Скептичен в отношении этой идеи и заместитель генерального директора «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов.

«Я впервые слышу о госпрограмме по судостроению для Арктики. Вообще флот для Арктики в целом нужен для вывоза энергетических ресурсов крупных сырьевых компаний. В чем здесь роль государства — мне не очень понятно. Это огромные деньги, каждое судно стоит несколько сотен миллионов долларов», – говорит он.

Буянов напомнил, что в России стоит задача строительства сухогрузного арктического флота для снабжения территорий по северному завозу, для обеспечения нужд населения. Такие планы есть у Росатома. «Говорить целиком о госпрограмме сложно, ведь там нужны танкера, газовозы, балкеры, порядка 150 судов, это огромные деньги», – поясняет он.

Проблема – в санкциях

В том, что новая госпрограмма, в случае ее появления, поможет построить флот для Арктики быстрее, сомневается старший аналитик Альфа-банка Анастасия Егазарян.

«Вряд ли выделение средств поможет быстро решить проблему поставки судов для арктического грузового флота, так как основным фактором, которые препятствует поставкам, являются санкционные ограничения», – считает она.

Анастасия Егазарян напомнила, что «Совкомфлоту» нужны газовозы арктического класса Arc7, поставки таких газовозов пока остановлены из санкций. Заказы, размещенные на дальневосточной верфи «Звезда», пока задерживаются из-за сложностей с импортными комплектующими. И когда проблема будет решена, пока нет четкого понимания.

Минпромторг пытается решить проблему инициацией импортозамещающих проектов. На днях министерство разместило тендер на разработку эскиза газовоза, который призван в основных своих чертах заместить южнокорейские танкеры. Вероятно, госпрограмма, о которой идет речь, будет учитывать подобного рода импортозамещение, но это долгий путь, говорит аналитик Альфа-банка.

Ставка на эффективные предприятия

Разговоры о такой программе идут последние лет 7-8, с момента, как президентом России была подписана программа развития Арктической зоны РФ. Другое дело, что потом возникли проблемы геополитического характера, рассказала изданию советник гендиректора ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» по взаимодействию с органами государственной власти Полина Сенченко.

«Участники рынка не знают об условиях переговоров между «Совкомфлотом» и «Росатомом». Однако можно предположить, что это будет напоминать программу, запущенную в конце 2023 года по государственной поддержке авиации и БПЛА. Скорее всего, будет предложена кооперация, будет включение научных разработок, привлечение субъектов среднего и малого предпринимательства, несомненно значимые финансовые вливания и административный ресурс — как мы все видим, без личного участия президента ничего не работает», – объясняет она.

Если программа развития арктического судоходства все же появится, КМЗ готов принять в ней самое деятельное участие, говорит владелец Кингисеппского машиностроительного завода Михаил Даниленко.

«Военно-промышленный холдинг КМЗ подтверждает готовность включиться в программу строительства арктического флота в части разработки и изготовления малооборотных двигателей. На наших предприятиях уже подготовлен испытательный стенд для этих машин. Началось серийное изготовление комплексов с использованием среднеоборотных двигателей для обеспечения как энергетики, так и крупнотоннажных судов. По нашему мнению, государство должно сделать ставку на предприятия, реально демонстрирующее высокие &#1088

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике