Онежский судозавод построит для «Росморпорта» буксиры ледового класса за 2,83 млрд рублей. Он рассчитывает на дополнительные 2 млрд федеральных рублей на модернизацию, которая позволит строить ледоколы. В 2021 году верфь уже получила на это 5,2 млрд рублей, но с тех пор политическая ситуация сильно изменилась, стройка подорожала, а модернизация затянулась.
Осваивать Арктику начнут с буксиров
Содержание:
Онежский судостроительно-судоремонтный завод (ОССЗ) 11 января получил контракт стоимостью 2,834 млрд рублей на строительство трех портовых буксиров ледового класса для ФГУП «Росморпорт». Первое судно завод должен передать заказчику до 20 октября 2025 года, остальные — до 29 мая 2026 года. Буксиры предназначены для проводки и кантовки крупнотоннажных судов, доставки и высадки лоцманов, морской буксировки и т.д.
Судно должно отвечать требованиям класса Российского морского регистра судоходства: КМ ARC4 (hull, мachinery) R1 AUT3 FF3WS TUG», — указано в конкурсной документации. Согласно правилам регистра, это, в частности, означает, что самоходные буксиры могут самостоятельно ходить в арктических льдах толщиной до 0,8 метра, а также в канале за ледоколом во льдах толщиной до 1 метра.
Подрядчик должен проработать варианты установки на судна дизельных двигателей большей мощности, которые позволили бы буксирам соответствовать ледовому классу ARC5. Они могут ходить во льдах толщиной до 1,2 метра.
Буксиры подобного класса в РФ проектируют «Морское инженерное бюро» (буксир TG17) и «Нордик Инжиниринг» (проекты NE034 и NE025). В конкурсной документации «Росморпорта» предусматривается возможность привлечения сторонних организаций к исполнению контракта.
СПРАВКА
- Онежский судостроительно-судоремонтный завод был заложен в Петрозаводске в 1944 году, ранее он был известен под названием ЗАО «Онежский судоремонтный завод». В ноябре 2012 года завод обанкротился. К моменту завершения конкурсного производства в ноябре 2019-го в реестр требований кредиторов завода были включены долги на общую сумму более 468,86 млн рублей, из них погашено около 40,87 млн. Мощности завода, преобразованного в новое юрлицо АО «ОССЗ», в 2014 году были переданы ФГУП «Росморпорт», а прежнее ЗАО в 2019 году ликвидировали.
Из-за антироссийских санкций, введенных после начала СВО в 2022 году, у российских судостроителей начались проблемы с поставками комплектующих. В прошлом году Минпромторг сократил план по строительству гражданского флота до 2035 года. Верфи уверяли, что выполнить его будет сложно, даже если закупать китайские комплектующие и материалы вместо недоступных теперь европейских, американских и японских.
Особенно остро встала проблема с закупкой главных двигателей, дизель-генераторных агрегатов, систем вентиляции, запорной арматуры, лакокрасочных покрытий, рассказали Mashnews на ОССЗ.
Однако за неполные два года предприятию удалось нормализовать процесс: одни комплектующие заменили отечественными, другие — китайскими и турецкими. Локализация производства достигла 82-85%. По новым проектам планируется увеличить ее до 95-97%.
На пути к ледоколам
До вхождения в «Росморпорт» завод в основном занимался ремонтом и техобслуживанием флота. В 2021 году «Росморпорт» подписал с верфью контракт стоимостью 18,5 млрд рублей на строительство двух ледоколов. До этого ледокольных проектов у ОССЗ не было.
Чтобы расширить возможности предприятия, было решено провести глубокую модернизацию завода: в ноябре 2021 года постановлением Правительства РФ на эти цели выделили около 5,2 млрд рублей. Остаток финансирования в размере 885,8 млн рублей в виде внесения в уставный капитал АО «Онежский ССЗ» предусмотрен в бюджете РФ на 2024 год.
«Росморпорт» в 2022 году сообщал, что обновленный завод будет ориентирован, прежде всего, на строительство флота и морской техники ледового класса. Его мощность вырастет в четыре раза, на ОССЗ перенесут часть заказов с других верфей.
Модернизация предполагает «внедрение цифрового сопровождения строительства судов, роботизации и автоматизации процессов производства с увеличением количества построенных судов с трех до десяти ежегодно», сообщили Mashnews на ОССЗ. Ежегодный объем переработки металла составит 10 тыс. тонн, штат вырастет на 500 человек.
«Цифровая верфь будет строить суда типа «река-море», а также суда технического и вспомогательного флота. В планах также строительство рыбопромысловых судов и СПГ-бункеровщиков», — сообщили на Онежском ССЗ.
Финансирование увеличат на треть
В связи с расширением задач заводу потребовалось дополнительное финансирование работ, отметили на ОССЗ: из резервного фонда Правительства РФ на модернизацию завода выделено 579,9 млн рублей. Карельские власти оплатили 200 млн рублей на технологическое присоединение к инженерным сетям. А Российский фонд развития информационных технологий предоставил заводу 246 млн рублей в виде гранта на внедрение интегрированной информационной системы цифрового производства. Верфь потратит на нее также 154 млн рублей собственных средств.
В итоге сметная стоимость модернизации ОССЗ составила 6,4 млрд рублей, отмечал в сентябре 2023 года министр экономического развития Карелии Олег Ермолаев.
Кроме того, сейчас в Минпромторге рассматривают возможность выделить онежскому заводу в 2024-2025 годах дополнительно 2 млрд рублей, чтобы обеспечить на верфи возможность строительства судов арктического флота.
Некому строить
В 2021 году предполагалось, что модернизация завершится в 2024-м. Но еще в июле 2022 года эксперты в СМИ прогнозировали, что уложиться в срок не удастся, придется сдвигать дату завершения модернизации минимум на год.
На данный момент строительно-монтажные работы (СМР) выполнены более чем на 40%, завершен второй этап внедрения цифрового решения, прокомментировали Mashnews в пресс-службе завода. По контракту на СМР с «Военно-строительной компаний» срок выполнения работ — с 1 января 2022-го по 31 июля 2024 года.
В сентябре 2023-го директор ОССЗ Владимир Майзус сообщал, что на 2024 год намечено «завершение строительства блока корпусных цехов». Дату окончательного завершения модернизации он не называл.
Сейчас подобные проекты испытывают две главные проблемы: нехватка денег и отсутствие кадров, сказал Mashnews член совета директоров ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Владимир Рачин.
«Северную верфь модернизируют уже десять лет — ничего до сих пор толком не сделали. Потому что каждый раз меняется подрядчик, который выигрывает работу по конкурсу. Потом оказывается, что он мало что умеет. Проходит время — все становится дороже. В итоге деньги потрачены, но ничего не сделано», — описывает проблему Владимир Рачин.
Проблема не только в том, что в тендерах выигрывает тот, кто предложит меньшую цену, но и в отсутствии квалифицированных компаний, которые занимаются специализированным промышленным строительством. Десятилетиями в России не было спроса на специалистов, которые строят верфи, поэтому на рынке остались только строители жилья, дорог и коммерческой недвижимости, констатирует Владимир Рачин.
«Поводов для оптимизма в этом смысле я не вижу: власти только говорят, что деньги на строительство и модернизацию верфей будут выделяться, но реально мы этого пока не видим. Зато мы слышим разговоры о том, что нужно построить еще несколько новых верфей», — говорит другой эксперт судостроительной отрасли.
Он имеет в виду идею главы ВТБ Андрея Костина о том, что в РФ нужно построить еще два судозавода. Глава банка, получившего в прошлом году ОСК в управление, высказал это предложение на ноябрьской встрече с президентом РФ.
Собеседник Mashnews считает это предложение нерациональным, так как нет ни денег на такие проекты, ни тех, кто мог бы их эффективно осваивать, ни специалистов, которые будут работать на этих новых верфях.
«Практически построена верфь «Звезда», ее технологические возможности очень приличные. Но производительность близка к нулю. Сегодня мощности российских заводов, даже хорошо загруженных, используются не более чем на 50%. В том числе и потому, что там некому работать — нет людей», — продолжает эксперт.
По его мнению, нужно сконцентрировать усилия на существующих верфях.
«Надо найти специалистов — для оборонных заводов же их находят. Модернизировав имеющиеся верфи, мы нарастим мощности, где уже имеется штат судостроителей, а не будем плодить новые недозагруженные заводы», — поясняет эксперт. Однако пока понимания этой проблемы нет ни у Минпромторга, ни у нового куратора ОСК, констатирует он.