Новая крупнотоннажная судоверфь должна появиться к 2031 году на Дальнем Востоке — в бухте Промежуточная во Владивостоке. Еще одну верфь предлагают построить в Архангельской области региональные власти. Оба проекта требуют крупных вложений, северный вызывает больше вопросов.
В Промежуточной бухте
Содержание:
4 сентября площадку под строительство судоверфи в бухте Промежуточная в черте Владивостока осмотрел с борта катера президент России Владимир Путин.
Строят новую верфь ВТБ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК, с 2023 года находится в оперативном управлении ВТБ). Верфь будет специализироваться на гражданском флоте, рассчитана на строительство 12 судов в год. Для сравнения, столько сейчас во всей России производят за полугодие (11 судов, по подсчетам ГТЛК).
Производственные мощности новой площадки, по данным ОСК, позволят строить суда таких типов:
- балкеры, танкеры: дедвейт до 80 тыс. тонн, длина до 270 м., ширина до 38 м;
- контейнеровозы: до 6 тыс. TEU, длина до 300 м., ширина до 46 м;
- газовозы: до 170 тыс. м3, длина до 305 м., ширина до 50 м.
На территории новой верфи кроме производственных мощностей предусмотрены административно-бытовой и учебный центры, вахтовый городок.
За неделю до этого первый вице-премьер Денис Мантуров встретился с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским. Глава региона представил свои предложения по строительству новой верфи на острове Ягры в Северодвинске.
Цена дальневосточной верфи
Новая верфь на Дальнем Востоке обойдется не менее чем в 200 млрд рублей, полагает член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрий Тортев.
«О смете никто пока не говорил, но новая суперверфь, как ожидается, по масштабам будет сопоставима с судостроительно-судоремонтным комплексом «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Стоимость его строительства тоже менялась. В 2015 году в правительстве оценили затраты в размере 145,5 млрд рублей. К 2019 году проект подорожал до 202,2 млрд рублей. Это с учетом того, что тогда еще не было таких проблем с кадрами для строительства и поставками оборудования. Окончательных расчетов возведения новой верфи я бы дождался от ОСК и Минпромторга, но это явно будет свыше 450 млрд рублей», – рассказал он Mashnews.
По словам Тортева, верфь планируется с учетом макроэкономической специфики региона. Балкеров, танкеров и контейнеровозов, которые собираются там строить, очень не хватает отечественному торговому флоту.
«Опять-таки близость Китая и экономический разворот на Азиатско-Тихоокеанский регион диктует появление здесь именно такой инфраструктуры», – говорит он.
Архангельский проект
29 августа первый вице-премьер Денис Мантуров встретился с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским — губернатор представил предложения по строительству на острове Ягры в Северодвинске новой верфи, которая сможет строить крупнотоннажные суда.
Правительство Архангельской области предлагает использовать участок рядом с Центром судоремонта «Звездочка». Ранее эта территория рассматривалась «Новатэком» для размещения Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, но затем от этого варианта отказались и проект был реализован в Мурманске.
В Архангельской области собираются соорудить док (или доки) как для строительства судов, так и для их ремонта, говорит Тортев. Подготовлен предварительный проект нового двухкамерного сухого дока размером 100 на 400 метров, в котором одновременно можно ремонтировать один крупнотоннажный корабль и строить попутно другой. Из плюсов архангельской верфи – она находится на Северном морском пути, поясняет эксперт.
Если решение о реализации этого проекта будет принято, то оно может быть обусловлено обещанием властей региона уложиться в согласованные Минпромторгом бюджеты, рассуждает он. «Очевидно, решение принимается в режиме декретирования, комментировать логичность этого я не буду. Возможно, власти Архангельской области пообещали Минпромторгу построить верфь за заложенные в планах Минпромторга 200 млрд рублей. Но от реальной экономики никуда не денешься», — говорит Тортев.
По его словам, пока следует отталкиваться от сметы, заложенной в расчетах Минпромторга – более 200 млрд рублей. Но эта цена рассчитывалась на примере планов по обустройству сухого дока в Кронштадте.
Власти Архангельской области лоббировали проект с 2018 года. В начале августа тема выбора места для строительства новой верфи поднималась на форуме «Арктика-Регионы». Многие спикеры отмечали, что строить такой объект в Калининградской области и Петербурге нецелесообразно из-за геополитической ситуации, рассказывает Тортев.
«Хотя в случае с Калининградской областью проблема еще в логистике и дефиците кадров, а в Санкт-Петербурге – тесно. В Архангельской области также дефицит кадров, даже электриков для ЦСД «Звездочка» не хватает. Но там было построено больше половины всего атомного флота СССР и России. Вдобавок в Северодвинске готовят инженеров для арктической техники», – сказал Тортев.
По его словам, для полноценного запуска Северного морского пути одного такого дока будет недостаточно. Строительство дока длиной около 420 м может стоить 35-45 млрд рублей, и каждый год эти цифры растут из-за удорожания стройматериалов и дефицита строительных кадров.
«Я для себя оцениваю ее в 400 млрд рублей, уверен, что в течение первого-второго года строительства она вырастет до этих значений. Мы видим подорожание сметной суммы строительства за год почти в два раза. С учетом того, что строить верфь собираются на пустом месте и туда потребуется завозить и стройматериалы, и людей, то есть создавать моногород, то цифра в 400 млрд рублей будет превышена, я думаю», – заключил член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ.
Пора думать о судовом оборудовании
Судостроение в стране необходимо развивать, в этом нет сомнений, и новые верфи будут этому способствовать, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Строительство верфи во Владивостоке, по словам главы ВТБ и председателя совета директоров ОСК Андрея Костина займёт порядка 6 лет, за это время производство различного судового оборудования в стране может вырасти количественно и качественно, надеется Баранов.
Ранее замгендиректора ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов сетовал на то, что в России не хватает производителей судового оборудования, так как западные санкции закрыли возможность покупки заграницей, а собственное производство развито недостаточно и сталкивается с массой трудностей.
«При строительстве дальневосточной верфи планируется, как сообщает ОСК, «развитая промышленная кооперация, включая страны азиатско-тихоокеанского региона», так что поставки оборудования из других стран на новую верфь возможны. Это позволит реализовать планы по строительству судов», — рассказал Баранов.
Одновременно необходимо задействовать отечественные предприятия машиностроения для оснащения судов, такие заказы увеличат их занятость и положительно скажутся на финансовых результатах, полагает эксперт.