Что-то случилось с российским самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Украинские власти заявили, что его сбили. Российские военные пишут о боях друг с другом. В Минобороны России не прокомментировали эту информацию. А-50 в России больше не производится. Некоторые комментаторы называют предполагаемое разрушение катастрофой. Mash News разбиралось, действительно ли это «потеря года» и насколько важен этот самолет в зоне СВО.
14 января с двумя российскими самолетами случилась беда. Хотя официальных новостей о самолете радиолокационной разведки А-50 нет, бомбардировщик Ил-22 (который может использоваться в качестве удаленного командного пункта) сумел добраться до аэродрома и приземлиться в Анапе. Украинские военные это косвенно признали, назвав господина Ильи «безжалостным ублюдком».
Военный корреспондент Александр Коц, несомненно, писал о гибели А-50: Что касается их машин, простите за сарказм, в информационном отношении они превосходят выходки украинцев».
Неясно, как и кем был сбит А-50. Украина утверждает, что это спецоперация, что цель — именно ДРЛОиУ, и что Ил-22 «добился». Российское телеграфное ведомство задалось вопросом, смогли ли украинские военные получить А-50, поскольку он «работает» в глубоком тылу страны и не должен находиться близко к зоне боевых действий.
«По моим данным, эмблема не имеет никакого отношения к гибели самолета РЛДНиУ А-50», — пишет автор Telegram-канала «Истребитель-бомбардировщик». Он считает, что потеря самолета стала результатом ошибки российской ПВО. О версии «дружественного огня» написал военный корреспондент Федор Громов и Telegram-канал Liver».
Единственный способ для украинских военных получить А-50 — это развернуть «Патриот» непосредственно на линии фронта, оснастить его ракетами PAC-2 (с максимальной дальностью 160 км) и дождаться завершения строительства А-50. В пределах дальности стрельбы и атаки. Это очень ненадежный и сложный процесс, учитывая опасность, которой будут подвергаться «Патриоты», а таких комплексов в украинской армии всего три.
- Цу-126. Выпускался до 1969 года
Что это за самолет
Предшественник А-50, Ту-126, к концу 1960-х годов безнадежно устарел и нуждался в замене. Установить в него новые радиоэлектронные разработки было невозможно, модернизировать его было негде. Политбюро и Совет Министров СССР приняли решение о разработке нового самолета ДРЛОиУ (радиолокационного обнаружения и управления дальнего действия). Эту задачу поручили таганрогскому ОКБ-49. Ту-126ЛЛ(А) использовался как летающая лаборатория, а Ил-76 (тяжелый транспортный самолет) стал основой для последующих прототипов).
В результате А-50 официально поступил на вооружение в 1989 году, но начал использоваться военными за четыре года до этого решения. После распада СССР этот самолет перешел в собственность Российской Федерации, которая быстро осознала его перспективность и решила его модернизировать. Строительство началось в 2003 году, и центром стал одноименный Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. Бериев. К 2009 году самолет был достроен и в небе появился А-50(У).
Еще до того, как в названии появилась буква «У», самолет использовался в двух чеченских операциях. Затем он отправился на боевое дежурство в Сирии и в настоящее время находится на вооружении Северного военного округа.
По официальным данным, опубликованным Минобороны России, экипаж самолета насчитывает до 15 человек, из которых пятеро — непосредственные члены летного экипажа, остальные — техники, так называемый тактический экипаж.
Характеристики машины: 4 двигателя Д-30КП, тяга 4х12000 кгс, крейсерская скорость 750 км/ч, максимальная скорость — 800 км/ч. Максимальная взлетная масса 190 000 кг. Самолет может одновременно сопровождать от 20 до 60 целей, наводить до 12 истребителей и обнаруживать истребители на расстоянии до 240 километров. Дальность спутниковой связи составляет более 2000 километров.
Визуально А-50 можно отличить от других самолетов по «колпаку» на фюзеляже. Это комплекс Шмеррадера».
Есть еще, но нужно больше
Некоторые комментаторы сравнивают это с тем, что произошло с затоплением крейсера «Москва». Собеседники Mash News в кругах, близких к военной авиации, говорят, что потеря А-50 — это деликатная ситуация, но главным образом с моральной точки зрения. Они полагают, что модифицированные А-50(У) в конечном итоге вымерли из-за того, что использование обычных самолетов в зоне ПВО было несовместимо с современными методами ПВО.
При этом самолетов «У» в России больше, чем немодернизированных, по последним данным, до 7. Штатных А-50 всего три.
А-50(У) производят Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и концерн «Вега» (оба входят в Группу Ростех), а последний экземпляр прошел испытания в начале февраля 2022 года. Затем в сентябре он был передан армии РФ. В марте 2022 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в сфере АВАКС должна открыться новая глава, а именно А-100. Его также разрабатывает компания Vega».
«Этот самолет представляет собой самые передовые идеи в области радиолокации и обеспечивает основу для модернизации Национальной системы раннего предупреждения (АВАКС) на десятилетия вперед», — сказал он на телефонной конференции.
Помимо России, А-50(У) эксплуатируется только в Индии. Раньше его использовали и в Турции, но сняли с производства.
В западных странах наблюдается значительное увеличение разнообразия самолетов ДРЛО. Только у США есть три версии «Боинга», у Израиля — три ДРЛОиУ (два «Фалкона» и один «Гольфстрим»), у Швеции — два «Сааба», у Бразилии и Испании — по одному, а у Китая — два.
Диверсия
В начале СВО уже были попытки уничтожить А-50, хотя и более простым методом диверсий на земле. Сначала, как сообщает РИА Новости, диверсанты пытались добраться до аэродрома в Ивановской области, но были схвачены сотрудниками ФСБ. Агенты украинских спецслужб хотели организовать налет на самолет беспилотником.
Успешная попытка была предпринята теми же агентами на территории Беларуси в феврале 2023 года. На аэродроме Матуриси был атакован российский А-50. Президент Александр Лукашенко заявил, что повреждения незначительные, но самолет необходимо отправить в Россию для ремонта. Было возбуждено уголовное дело, и к ответственности привлечена организация BYPOL (бывшие военные и полицейские, покинувшие Беларусь из-за разногласий с режимом Лукашенко). Белорусский КГБ сообщил, что задержал около 30 человек по подозрению в причастности к BYPOL и диверсиям. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. По белорусскому законодательству их могли приговорить к смертной казни.