На «Автозаводе Санкт-Петербург» приступили к сборке новой модели бренда Xcite, в основу которой лег хорошо известный в России кроссовер родом из КНР. Продажи начнутся уже в октябре. Насколько перспективной окажется новинка, и зачем Китай наращивает производство автомобилей в нашей стране, в том числе путем сотрудничества с петербургским предприятием?
Больше, дороже и с полным приводом
«Автозавод Санкт-Петербург», ранее специализировавшийся на сборке автомобилей Nissan, расширяет модельный ряд недавно созданной марки Xcite: помимо модели X-Cross 7 начата сборка большого кроссовера под названием X-Cross 8. Суточный объем производства на данный момент составляет 30 автомобилей.
Что за машина? Об этом несложно догадаться. «Изначальный бренд просят, конечно, не называть, но все мы прекрасно понимаем, о чем идет речь. О хорошо известном в России кроссовере популярной марки, которая входит в топ лидеров продаж», — говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.
«О том, что эта машина пойдет в производство, я рассказывал, когда только-только начали выпускать Xcite X-Cross 7. Судя по нумерации, несложно понять, что «восьмерка» крупнее «семерки», и что в оригинале это Chery Tiggo 8», — уточняет главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Судя по информации с завода, предлагаться новинка будет в четырех комплектациях, из которых две – переднеприводные, а еще две оснащены полным приводом. Главное отличие от «младшей» модели – именно в этом, поскольку «семерка» полноприводной трансмиссией не оснащается. Цены не называются, но если заводу удастся сохранить такой же баланс, как в случае с X-Cross 7, который продается за вполне разумные 2,5 млн рублей, у новой модели есть неплохие шансы на успех, считают эксперты.
При этом на крупномасштабное производство рассчитывать не стоит. «Подход примерно тот же: собирать эти машины методом крупноузловой сборки, пока не будет понятен объем производства и объемы сбыта. «Семерка» продается не так хорошо, чтобы переходить на полный цикл. Глобальная же идея заключается в том, чтобы выпускать автомобили Chery, которые у себя на родине уходят с конвейера, сделав эти машины здесь дешевле, чем аналогичные китайские», — поясняет Максим Кадаков.
КНР против США: территория – Россия
На данный момент положение дел очередного «нового русского автобренда» можно оценить как неплохое: если говорить о первой модели под маркой Excite, то на заводе собрали чуть больше 10 тыс. экземпляров этого кроссовера, и в августе было продано 1,5 тыс. машин. Не лидеры продаж, но для бренда, который открыл свой первый дилерский центр только в конце мая этого года – показатели, как минимум, удовлетворительные. Тем более что в июле Xcite были добавлены в перечень автомобилей, рекомендованных для госслужащих, кроме того, определенный интерес к этим машинам демонстрируют и таксопарки.
Но глобально ситуация с развитием отечественного автопрома при помощи китайских рельс выглядит странно. Чуть ли не каждый месяц появляются новые бренды, стартуют сборочные производства, однако ни один из новичков не демонстрируют ошеломительных успехов в части продаж. Возникает вопрос: зачем всё это?
«Во-первых, чтобы заводы продолжали работать и обеспечивать россиян недорогими автомобилями, пусть не «бюджетными», но хотя бы именно недорогими», — говорит Максим Ракитин. Добавим: теми автомобилями, которых нет, и в ближайшей перспективе не предвидится в линейке «АвтоВАЗа». Кроме того, отмечает собеседник Mashnews, ввозимые к нам машины с 1 октября, в связи с повышением утилизационного сбора, подорожают, и рынок необходимо стабилизировать.
«Есть масса случаев, когда человек приходит к дилеру за «Ладой», допустим, за «Вестой Кросс» в дорогом исполнении, которая стоит больше 2 млн рублей, а уезжает в итоге на X-Cross, ведь они продаются под одной крышей», — приводит пример Максим Кадаков.
Однако это лишь одна «благая цель». Есть и другая, и здесь уже проглядывается сугубо китайский интерес. «Задача производителей из КНР – в том, чтобы американский обком не взял их за горло и не запретил взаимодействие с российским рынком, — поясняет Максим Ракитин. – Например, на днях появился бренд Knewstar – даже особо не думая, можно сказать, что это Geely Tugella. Китайцам необходимо себя обезопасить, сделать вид, что «это не мы», а «российские машины для российского рынка», чтобы меньше вызывать вопросов со стороны европейцев и американцев. Людям из Geely и Chery не важно, под какими брендами продавать свои машины здесь. Главное – продавать».
СПРАВКА MASHNEWS
С 2009 года по 2022 год на петербургском заводе выпускал автомобили Nissan. После ухода японского концерна из России предприятие за символическую плату было передано ФГУП «НАМИ» с опционом обратного выкупа. Затем «НАМИ» передал 99% завода АвтоВАЗу. В июне 2023 года ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» было переименовано в ООО «Лада Санкт-Петербург». В декабре 2023 года предприятие еще раз сменило название – на «Автозавод Санкт-Петербург». В настоящее время владельцы ООО «Автозавод Санкт-Петербург» не раскрываются (доступ к сведениям ограничен ФНС).
До сентября 2024 года на заводе собиралась одна модель: кроссовер X-Cross 7, оснащенный передним приводом, 1,8-литровым двигателем мощностью 147 л.с. и вариатором. Его стоимость составляет от 2,5 млн рублей.