В Свердловской области продолжаются летные испытания учебно-тренировочного самолета УТС-800 Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). УТС-800 будет оснащен российским турбовинтовым двигателем ВК-800С. Но эксперты говорят, что он слишком мощный и дорогой, чтобы его можно было использовать в качестве тренажера. И больше никого в России нет.
Устойчив и управляем
Уральский завод гражданской авиации осенью начал летные испытания учебно-тренировочного самолета УТС-800, но никому о нем не рассказал и не показал. И только 22 января УЗГА сообщило, что самолет показали министру промышленности Денису Мантурову.
«Серия полетов выполнена с убранными шасси и закрылками. Самолет «собран», устойчив и хорошо управляем. Дальнейшие полеты по этой программе будут предусматривать поэтапное снятие ограничений, полную проверку оборудования и систем, подтверждение летно-технических характеристик», — рассказал главный конструктор УТС-800 Дмитрий Тиняков, — прокомментировал я.
Компания привезла УТС-800 на авиасалон в Иране, несмотря на то, что официально испытаниями не хвасталась. Самолет впервые был показан на форуме «Армия-2020», но в виде макета. В июле 2021 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что авиационному университету необходимо не менее 500 современных учебных самолетов и 200 вертолетов. Должно быть не менее 700 летчиков, окончивших военные вузы.
УТС-800 должен заменить австрийский самолет Diamond DA40, выпускаемый по лицензии на УЗГА. По состоянию на 2021 год в России произведено 150 самолетов Diamond DA40.
УТС-800 аналогичен Diamond, но имеет просторную кабину, а второе сиденье расположено в салоне выше первого, что обеспечивает лучший обзор.
В 2021 году Сергей Шойгу сообщил, что Минобороны проводит отбор самолетов для первоначальной летной подготовки. Вам придется выбирать между Як-152 и УТС-800.
Як-152 остался без двигателя
Як-152 был разработан ОКБ им. «Яковлев» производит «Иркут», но построено всего три опытных образца. Як-152 совершил первый полет в сентябре 2016 года. Главным отличием Як-52 как учебно-тренировочного самолета является автоматический кренометр, облегчающий маневрирование.
Як-152 оснащался авиационным 12-цилиндровым V-поршневым дизелем V12 RED A03T 1×500. Он был изготовлен в Германии и имел мощность 500 лошадиных сил. Двигатель был изготовлен компанией Reichlin Engine Development (RED). В связи с тем, что заказчиком Як-152 было Минобороны России, глава РЭД Владимир Райхлин был обвинен властями Германии в сотрудничестве с российскими военными в 2023 году и приговорен к пяти годам лишения свободы этот.
Эти двигатели в настоящее время отсутствуют и ПАО «Яковлев» рассматривает возможность их замены. «Мы ищем возможность. Мы ищем партнера по импортозамещению двигателей немецкого производства и партнера, где мы сможем начать производство двигателей. Есть несколько российских компаний, готовых взять на себя эту инициативу. Не могу сказать, но работа продвигается и никто не сдается», — заявил РИА Новости. В августе 2023 года в интервью РИА Новости заявил генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский
Мощность пугает новичков
Уральский завод гражданской авиации планирует оснастить самолет УТС-800 отечественными двигателями ВК-800СМ. Это газотурбинный авиационный двигатель, разработанный АО «ОДК-Климов» и начавший стендовые испытания в 2008 году.
Двигатель выдает 800 лошадиных сил, что делает его дорогим и слишком мощным для тренировочных полетов.
«Оснащение легкого учебно-тренировочного самолета турбовинтовым двигателем мощностью 600-800 лошадиных сил — это все равно, что учить вождению Bugatti Weir или Dodge Viper. Мощность и стоимость (Стоимость подготовки и цена ошибки (что весьма вероятно, исходя из учебного назначения самолета) и избыточная мощность) также непомерно высоки для учебно-тренировочного самолета. Да», — сказал Сергей Детенишев, председатель Ассоциации малых авиационных предприятий.
Эксперты, летавшие на учебно-тренировочных самолетах, говорят, что их мощность может напугать новичков, что еще больше увеличивает риск несчастного случая.
«Ну, давайте представим, что Министерство обороны заплатило денежную сумму за новый двигатель, о котором все знают. Эту информацию передают курсанту. Он еще больше боится повредить самолет. Вы будете нервничать, вы будете ошибаться», — говорит мой собеседник, который сам окончил летное училище.