Сдача парома «Маршал Рокоссовский» у причала турецкой верфи в Стамбуле обошлась Невскому судостроительно–судоремонтному заводу в 73 млн рублей.
Это третий судебный спор, выигранный Росморпортом у Невского ССЗ из–за строительства парома «Маршал Рокоссовский». В общей сложности структура Минтранса взыскала со шлиссельбургской верфи по этому контракту 90,1 млн рублей, пишет «Деловой Петербург».
ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса) и Невский ССЗ подписали контракт на строительство автомобильно–железнодорожного парома на сжиженном природном газе (СПГ) проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» в декабре 2018 года. Стоимость контракта составила 5 млрд рублей. Собственно строительство проходило в Турции на верфи Kuzey Star.
В июле 2022 года правительство РФ выпустило распоряжение о приемке судна не в петербургском порту, как планировалось изначально, а у причала турецкого подрядчика в Стамбуле. Связанные с этим расходы Росморпорта Невский ССЗ должен был компенсировать — что и стало предметом спора.
Это оплата труда, проживания и питания экипажа, услуги связи, портовые сборы, снабжение судна пресной водой и дизельным топливом, его буксировка и швартовка — список довольно длинный, туда входят даже аренда такси и тесты на COVID. Невский ССЗ не отказывался платить, но стороны не сошлись в сумме затрат на дизельное топливо, пресную воду и настройку систем спутников связи.
Росморпорт сумел доказать, что его экономисты считают лучше, чем экономисты верфи из Шлиссельбурга. Суд, в частности, пришел к выводу, что в Невском ССЗ посчитали расходы на дизельное топливо дважды и в кубометрах, хотя следовало в тоннах.
«Факт несения истцом расходов, предусмотренных договором, подтвержден представленными в дело доказательствами. Задолженность не погашена ответчиком… в связи с чем требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в заявленном размере», — написано в опубликованном 27 октября решении Арбитражного суда Москвы.
Вынесенное столичным арбитражем решение — третье, связанное с претензиями Росморпорта в связи со строительством парома «Маршал Рокоссовский». В феврале 2022 года он наказал Невский ССЗ на 12,2 млн рублей за задержку передачи судна Росморпорту. В мае 2024–го Росморпорт выиграл у шлиссельбургской верфи спор на 4,9 млн также за расходы, связанные с пребыванием «Маршала Рокоссовского» в порту Стамбула, — содержание членов экипажа, авиабилеты, услуги связи и заправку судна топливом. Первые два решения вступили в законную силу, решение, которое московский арбитраж опубликовал на днях, еще можно оспорить.
В Росморпорте на вопрос о наличии еще каких–либо претензий к Невскому ССЗ из–за «Маршала Рокоссовского» отвечать не стали.
200–метровый паром проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» имеет ледовый класс Arc4. На нем установлены два двухтопливных главных двигателя мощностью по 6 МВт, они используют сжиженный природный газ или дизельное топливо с низким содержанием серы. Использование экологически чистого топлива позволяет уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20–30%, оксидов азота — более чем на 90%, оксидов серы и сажи — на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.
«Маршал Рокоссовский» предназначен для обслуживания линии Усть–Луга — Балтийск, в Усть–Лугу он впервые зашел 3 февраля 2022 года.
По мнению первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Льва Засыпко, сейчас в российском судостроении вообще нет случаев, когда генподрядчики сдают заказчикам построенные суда у причалов иностранных верфей.
«Сегодня строить суда за границей практически невозможно. На это есть несколько причин, так или иначе связанных с международными санкциями: трудности с переводом денежных средств, отказ поставщиков судового оборудования снабжать суда, строящиеся для России, невозможность получения иностранной верфью кредита на постройку судна для России. К тому же российский заказчик не сможет построить за границей судно по госпрограмме — например, “Квоты под киль”», — говорит руководитель МКС.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова уверена, что, невзирая на все дополнительные расходы по приемке судна, реализованный проект в очередной раз подтвердил, что сроковую дисциплину гораздо комфортнее спрашивать с зарубежного подрядчика.
«Если бы “Маршал Рокоссовский” строился в России, его цена по фактическим затратам выросла бы вдвое, а сроки, возможно, и того более. Именно поэтому все рассуждения на тему продолжения строительства судов этой серии снова рассматриваются с привлечением зарубежного подрядчика. Обилие же своих судостроительных мощностей отталкивает госзаказчика возможностью роста цены и непредсказуемыми сроками. В сегодняшних условиях, когда при увеличении производственных мощностей и необходимости увеличения выпуска продукции во всем мире применяют практику привлечения иностранной силы, только в России активно ведется работа по выдворению ее, порождая резкий кадровый дефицит«, — говорит руководитель »Северного моря«.
СПРАВКА
- Невский судостроительно–судоремонтный завод основан в 1913 году в городе Шлиссельбурге (сейчас Кировский район Ленинградской области). ООО «Невский ССЗ» зарегистрировано в 2004 году. С 2019 года 50,01% долей компании принадлежали ей самой, а 49,99% — финской Arctech Helsinki Shipyard Oy.
- С 14 октября 2024 года 100% долей Невского ССЗ принадлежат ему самому — это случилось после того, как в июне правительство РФ включило Невский ССЗ в перечень экономически значимых организаций, что позволило Арбитражному суду Московской области приостановить корпоративные права финской компании в отношении Невского ССЗ.