Главная Спецтехника Шоферское обременение. Федеральная служба по труду и занятости и ГИБДД не сошлись в требованиях к обладателям корпоративного автомобильного транспорта

Шоферское обременение. Федеральная служба по труду и занятости и ГИБДД не сошлись в требованиях к обладателям корпоративного автомобильного транспорта

от admin
Блог о машиностроении и технике | Шоферское обременение. Федеральная служба по труду и занятости и ГИБДД не сошлись в требованиях к обладателям корпоративного автомобильного транспорта

Водители корпоративного транспорта, оформленные на предприятиях как директора, менеджеры или курьеры, не обязаны проходить ежедневный медицинский осмотр. К такому выводу пришли в Федеральной службе по труду и занятости. В то же время в ГИБДД убеждены, что даже индивидуальные предприниматели не вправе без одобрения медиков управлять личным автомобилем для частных поездок.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовывать работу водителей принадлежащих предприятиям автомобилей. В том числе – проводить предрейсовые медицинские осмотры. Это норма федерального закона «О безопасности дорожного движения». По сути, водителю служебной машины нельзя сесть за руль до получения справки о состоянии здоровья. Проведение таких осмотров требует от работодателей существенных материальных затрат.

Однако Роструд (Федеральная служба по труду и занятости) в июне официально сообщил Mashnews, что эту норму должны соблюдать только штатные водители компаний, подобные требования не могут распространяться на работников с иными должностными обязанностями.

В ГИБДД Mashnews заявили, что руководствуются прежними подходами.

Обманчивая должность

В Роструде, отвечая на запрос журналиста Mashnews констатировали, что обязанность по управлению транспортным средством относится к трудовой функции водителя и в должностные функции иных работников входить не может:

«Таким образом, прохождение обязательных предрейсовых медицинских осмотров для руководителей, менеджеров, курьеров и иных подобных работников, действующим законодательством не предусмотрено», – заключил начальник Правового управления Роструда Борис Гудко.

Опрошенные эксперты неоднозначно оценивают эти выводы. По мнению советника юридической компании IMPRAVO Михаила Германа, необходимость проведения предрейсовый медосмотр вытекает не из названия должности, а основной трудовой функции: «Если она связана с управлением транспортным средством – такой работник должен проходить соответствующий осмотр. Трудоустройство водителей под видом менеджеров, курьеров и на другие должности влечет для работодателей существенные риски, в том числе возникновения трудовых споров и ответственности за доверенный сотруднику автомобиль», – убежден Михаил Герман.

Частнопрактикующий юрист Игорь Шануренко не исключает злоупотреблений: «Чтобы не проводить предрейсовые медосмотры недобросовестные работодатели могут записывать часть своих водителей условными курьерами или менеджерами. С другой стороны, возложение спорной обязанности на всех сотрудников, управляющих служебными автомобилями, приведет к значительному увеличению затрат и вряд ли существенно повысит безопасность на дорогах. В конце концов, само наименование должности водителя изначально предусматривает осуществление трудовой функции за рулем автомобиля, тогда как на любых других – является опциональным и зависит от политики организации», – отмечает юрист.

«Наличие водительских прав указывается как условие в 4,5 тысячах «неводительских» вакансий, размещенных на нашем портале за первые пять месяцев этого года. Это самые разные профессии, в том числе агронома, мастера цеха, охранника и другие», – говорит эксперт по трудовому праву hh.ru Ольга Владимирова.

Инспектор всегда прав

В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) утверждают, что требования о прохождении предрейсового медицинского осмотра распространяются на всех управляющих служебным автотранспортом работников (в том числе руководителей, менеджеров, курьеров и т.д.).

Читать также:
Электробус «Синара-6253» успешно прошел сертификацию и получил разрешение на эксплуатацию

Еще более спорным остается правовой статус владеющих автомобилями частных бизнесменов.

«Информируем, что федеральный закон не содержит положений в части не применения требований при использовании индивидуальным предпринимателем транспортного средства в личных целях», – заявила журналисту Mashnews руководитель профильного отдела ГИБДД Анна Горюнова.

Регламент регистрации автомобилей предусматривает указание в паспорте транспортного средства (ПТС) особой отметки «Собственник ИП» и «Владелец ИП». Они вносятся по заявлению самих предпринимателей, желающих эксплуатировать автомашины в коммерческих целях и применять соответствующие налоговые вычеты.

«В отсутствии отметки инспектору дорожной полиции будет сложно установить, что частный владелец «легковушки» зарегистрирован как бизнесмен и использует автомобиль для предпринимательской деятельности. Если в ПТС проставлено пресловутое «ИП» – владельцу придется проходить медосмотр перед каждым выездом, даже если он никак не связан с предпринимательской деятельностью. Проще говоря – просто так поехать с семьей на дачу, в магазин или отвезти детей в школу уже не получится», – предупреждает юрист Андрей Васильев.

Проверка на дорогах

На практике обязанность ежедневно показываться медикам вменяется и предприятиям, использующим спецтранспорт (погрузчики, тележки, трактора и другие) на внутренней территории, складах, стройплощадках и так далее. В частности, ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод» привлекли к ответственности за выезд дизельного автопогрузчика под управлением не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр работника.

Административные санкции применяются и к корпоративным владельцам легковых автомобилей. Так, для развозки документов районный центр занятости в Оренбургской области предоставил курьеру служебный Рено Symbol. «Несмотря на то, что ГКУ «ЦЗН Беляевского района» использовало транспортное средство для собственных нужд, оно обязано было организовать прохождение курьером … периодический медицинский предрейсовый осмотр», – заключил суд, подтверждая законность наложенного на госучреждение штрафа.

Проходить ежедневное медосвидетельствование, иметь путевой лист и соблюдать иные требования обязаны даже управляющие собственным автомобилем граждане, перевозящие грузы или пассажиров по поручению юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Так, к административной ответственности привлекли самозанятого Алексея Карпычева, который на собственном МАЗе перевозил груз по договору с ООО ПКФ «Созвездие».

«Перевозка груза носила коммерческий характер, в связи с чем обязывало водителя пройти предрейсовый медицинский осмотр», – отмечает в кассационном определении.

СПРАВКА MASHNEWS

По данным Федеральной налоговой службы, на юридических лиц зарегистрировано почти 4 млн автомобилей, в том числе 1,8 млн легковых, 1,9 млн грузовых и 284 тыс. автобусов.

Гражданам принадлежит 41,5 млн легковых автомобилей, а также 3,8 млн грузовиков и 316 тыс. автобусов.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | Шоферское обременение. Федеральная служба по труду и занятости и ГИБДД не сошлись в требованиях к обладателям корпоративного автомобильного транспорта

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике