Объединенная лизинговая ассоциация выступила с предложением ввести программу утилизации старых грузовых автомобилей по аналогии с той, которая распространялась на легковушки. И дело здесь совсем не в экологии, указывают эксперты.
Программа утилизации автомобилей, в рамках которой можно было получить скидку на покупку новой машины, действовала в 2010 — 2015 годах и пользовалась определенным успехом. Теперь предлагается ее возобновить, но уже по отношению к грузовикам, сообщает телеграм-канал «Грузовики и вообще».
«Эта программа, предусматривающая скидку на приобретение нового отечественного автомобиля в обмен на сданную в утиль старую машину, оказалась действенным механизмом по обновлению парка легковых моделей. Аналогичная мера в отношении грузовой техники позволит, с одной стороны, обновить автопарк, а с другой – обеспечит спрос на грузовые автомобили», — с таким заявлением выступил руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Александр Николаенко.
Действовавшая с перерывами до 2015 года подобная программа позволяла владельцу легкового авто старше 10 лет сдать его официальному дилеру, который должен был снять машину с учета и утилизировать ее. Взамен клиент мог купить новый автомобиль со скидкой. Была предусмотрена и самостоятельная утилизация через компанию-утилизатор с получением права на скидку при покупке. Программа финансировалась государством. В 2010-2011 годах она, по данным ТАСС, стоила бюджету 30 млрд рублей.
Причины, почему в Объединенной лизинговой ассоциации вспомнили о программе утилизации, лежат на поверхности: на российском рынке скопилось около 700 тыс. нераспроданных автомобилей, такие данные приводят сами игроки. Это и легковые авто, и коммерческий транспорт, и среднетоннажники, и большегрузы. У лизинговых компаний возник самый настоящий коллапс, говорит редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов.
«За последний год тарифы на перевозки снизились, но при этом сама стоимость лизинга выросла. В первую очередь из-за увеличения ключевой ставки и утильсбора, — отмечает собеседник Mashnews. — Лизингополучатели возвращают лизингодателям технику, которая им в нынешних условиях не нужна».
По словам Кованова, доходит до того, что лизинговые компании, по информации от них самих, зачастую отказываются забирать технику, которую им хотят вернуть лизингополучатели, потому что ее негде хранить. Ее фотографируют, выставляют на электронные площадки, но фактически грузовики продолжают стоять у лизингополучателей.
Таким образом, идея, озвученная в ОЛА, кажется разумной и может оживить рынок. Другой вопрос, захотят ли владельцы десятилетних Volvo менять их на новые КАМАЗы.