Главная Судостроение В Санкт-Петербурге предложили сделать единый судостроительный кластер на базе верфей ОСК

В Санкт-Петербурге предложили сделать единый судостроительный кластер на базе верфей ОСК

от admin
Блог о машиностроении и технике | В Санкт-Петербурге предложили сделать единый судостроительный кластер на базе верфей ОСК

Это может потребовать более 200 млрд рублей на модернизацию судостроительных предприятий.

Вид на Центральную и Южную площадки. Иллюстративное фото: Адмиралтейские верфи.

Администрация Санкт-Петербурга предложила ОСК (находится в доверительном управлении ВТБ) модернизировать пять входящих в ее состав верфей города для запуска на них производства торговых судов по современным технологиям. Об этом изданию «Ведомости» рассказал специальный представитель губернатора Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов. 

Речь идет о «Северной верфи», «Балтзаводе», «Адмиралтейских верфях», Кронштадтском морском заводе и Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), пояснил Котов. Производство на них предлагается организовать по принципу так называемой распределенной верфи, когда крупные блоки одного судна будут изготавливаться на нескольких заводах одновременно и после передаваться конечному сборщику, уточнил он.

Таким сборщиком, по его словам, может стать «Северная верфь» или Кронштадтский завод, который специализируется на ремонте и достройке судов и обладает самым крупным сухим доком в регионе. Размеры дока им. Велещинского – 236 м в длину и 46 м в ширину. Это позволит в перспективе выпускать в Петербурге в том числе газовозы для работы на Северном морском пути, полагает Котов.

Сейчас петербургские верфи ОСК исполняют гражданские заказы самостоятельно в рамках полного цикла, обращаясь к поставщикам оборудования на внешнем рынке. Единый кластер позволит строить суда быстрее и в большем количестве, считает спецпредставитель губернатора. Текущие мощности петербургских верфей ОСК в Центре технологии судостроения и судоремонта ранее оценивали в совокупности в 24 единицы в год.

В Петербурге предложили создать единый судостроительный кластер на базе верфей ОСК

Иллюстративное фото: Кронштадтский морской завод.

Кроме того, модернизация верфей Санкт-Петербурга важна для реализации стратегии социально-экономического развития города на период до 2035 г., отмечает Котов. Обновление судостроительных предприятий позволит увеличить объем перерабатываемого ими металла в 6 раз до 300 000 т в год, поясняет собеседник. Для сравнения: верфь примерно такой же мощности ОСК планирует построить к 2031 г. в бухте Промежуточной на Дальнем Востоке.

Объем необходимых вложений в модернизацию городских верфей спецпредставитель губернатора не сообщил. По оценкам источника «Ведомостей» в администрации Санкт-Петербурга, он может превысить 200 млрд руб. Причем около 100 млрд руб. потребуется на модернизацию одной только «Северной верфи» («Ведомости» писали об этом 4 декабря 2024 г.).

Примерно столько же нужно будет вложить в «Балтзавод», говорит источник. Наименьшие вложения будут направлены на развитие «Адмиралтейских верфей» – около 2 млрд руб. Потребность в обновлении мощностей Кронштадтского завода и СНСЗ пока не определена, отмечает собеседник.

Читать также:
«Ак Барс» займется переработкой рыбы в Санкт-Петербурге

Предложения Смольного в части объединения верфей в единый кластер и их модернизации были переданы в ОСК в конце 2024 г., уточнил источник. Представитель судостроительной корпорации сказал «Ведомостям», что предметного диалога по вопросу модернизации предприятий ОСК в формате распределенной верфи еще не было. Обсуждение сценариев развития верфей в Петербурге будет продолжено, добавил он.

ОСК решением президента Владимира Путина в 2023 г. была передана в доверительное управление банку ВТБ на пять лет. Председатель правления ВТБ Андрей Костин, возглавляющий сейчас совет директоров ОСК, в интервью СМИ 2 декабря 2024 г. оценивал необходимый объем инвестиций по проектам модернизации верфей компании в Петербурге и на Дальнем Востоке в 500–750 млрд руб. ОСК не раскрывает отчетность, при этом «Коммерсантъ» в марте 2024 г. писал со ссылкой на материалы стратегической сессии в правительстве о выручке корпорации в 400 млрд руб. в 2023 г. ОСК считается убыточной: еще в 2022 г., по словам прежнего гендиректора корпорации Алексея Рахманова, убыток составил 20 млрд руб. 

Верфи Петербурга уже имеют опыт совместной работы над гражданскими проектами. Например, «Адмиралтейские верфи» в 2017–2020 гг. по договору субподряда с «Балтзаводом» завершали строительство дизельного ледокола «Виктор Черномырдин», который ОСК строила для Росморпорта.

ОСК применяла принцип распределенной верфи при строительстве контейнеровозов проекта 00108, напоминает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС в Санкт-Петербурге Александр Дмитриев. Секции для этих судов с 2023 г. строили параллельно на двух производственных площадках Южного центра судостроения и судоремонта (объединяет астраханские заводы корпорации). 

Модернизировать сразу все предприятия, входящие в ОСК, возможности нет, поэтому кооперация верфей в Петербурге по этому принципу может стать одним из способов одновременно увеличить объемы выпуска гражданской продукции и сократить капитальные и операционные затраты, считает эксперт. При этом корпорации предстоит решить несколько проблем. В их числе унификация конструкторской документации и технологии производства, соблюдение ритмичности строительства и отгрузки комплектующих, перечисляет Дмитриев.

Выделять средства на обновление судостроительных предприятий в Санкт-Петербурге необходимо и без привязки к формату распределенной верфи, считает директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева. Опыт строительства ледоколов и танкеров ледового класса, а также высокотехнологичных судов в регионе есть, отмечает она. Малышева полагает, что совместными усилиями обновленным верфям Петербурга удастся реализовать отдельные проекты, включая возможное строительство газовозов. К тому же специалисты Крыловского государственного научного центра еще год назад разработали отечественный проект газовоза с учетом технологий, доступных в России, напоминает она.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | В Санкт-Петербурге предложили сделать единый судостроительный кластер на базе верфей ОСК

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике