С сегодняшнего дня повысился утилизационный сбор на автомобили — не только на легковые машины, а на всю ввозимую в РФ автотехнику. Это может коренным образом поменять ситуацию в отечественном автопроме.
Дороже станут не только автомобили
Повышение утильсбора вступило в силу с 1 октября. Базовая ставка осталась прежней, однако коэффициенты увеличились сразу на 70-восемьдесят пять процентов. К примеру, ранее действовавший коэффициент на легкие коммерческие автомобили массой до 2,5 т был равен 2,98, теперь же – 5,07, на седельные тягачи полной массой свыше 12 т – было 9,64, стало 16,39.
Что интересно, это касается и техники, производимой в России, но тем заводам, которые работают по методу полного цикла, средства, потраченные на уплату утильсбора, возвращаются в полном объеме из госбюджета.
Логично даже не предположить, а просто принять как факт: автомобили, и без того ставшие за последние несколько лет очень дорогими (средняя цена приблизилась к 3,5 млн рублей), станут еще дороже. Но не только автомобили.
«В категории машин с двигателями от 1,5 до 2 литров мы увидим дополнительный рост на 250 тыс. рублей, а самое большое повышение запланировано на 2030 год, ведь акция не одноразовая – это будет плюс 1 млн 302 тыс. рублей. Нас ждет резкий рост цен на все импортные автомобили, включая грузовики и спецтехнику. А это, естественно, разгонит инфляцию, ведь речь не только о повышении стоимости важного товара в корзине Центробанка, но и вообще всех услуг», — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Кто в выигрыше
Как повышение утильсбора скажется на производстве? Ведь одна из благих целей – как раз его развитие с упором на локализацию. Очевидно, что «АвтоВАЗу» (и не только ему) происходящее на руку:
«Если другие машины близкого ценового диапазона подорожают, покупатели отдадут свои деньги за автомобили отечественного производства, те же «Газели» и «Соболи», «Лады» и «УАЗы», — комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Но главная проблема «АвтоВАЗа» — жесткий демпинг и конкуренция со стороны китайских производителей. Как поступят производители из КНР в новой ситуации?
Совершенно точно никуда не уйдут, считает автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев: «Рынок они заполнили доверху, терять его не захотят и не будут. Дальше поедут машинокомплекты, следом станки и роботы, будут новые бренды, на старых площадках появятся новые сборочные предприятия».
А вот продукция волжского автогиганта на этом фоне может стать дотационной, полагает собеседник Mashnews. И единственный выход для «АвтоВАЗа», уверен Зайцев, — направлять дотации на субсидирование покупок, чтобы условную «Весту» можно было бы приобрести за условный миллион.
Впрочем, другие эксперты считают, что главный российский автопроизводитель от происходящего только выиграет.
«Руководство «АвтоВАЗа» никогда не скрывало, что повышение утилизационного сбора для них максимально выгодно, это позволит увеличить продажи в сегменте автомобилей стоимостью 2-2,5 млн рублей», — отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Рамблер&Co) Максим Ракитин.
Безальтернативный рынок
Локализация по-прежнему под очень большим вопросом. «Мы не видим никаких признаков того, что кто-то готов прийти к нам завтра именно с технологиями, — говорит Максим Кадаков. – Некоторые, скорее всего, займутся размещением крупноузловой сборки на действующих производствах или простаивающих заводах, но это не то, что нам нужно. Глобальная задача – в том, чтобы китайцы пришли сюда не только с полным циклом, но и чтобы привезли производителей комплектующих, от электронных блоков, фар и сидений до подшипников».
Однако при нынешней ситуации, когда производители из КНР рискуют оказаться под вторичными санкциями – захотят ли они сыграть в такую опасную игру, открыв полномасштабные производства на территории России? «Если это случится в перспективе до 2025 года, я буду сильно и позитивно удивлен», — заключает Кадаков. Согласен с коллегой и Максим Ракитин:
«Китайское правительство очень не хочет, чтобы производство полного цикла открывалось где-либо за рубежом. Не только в России. Надеяться на то, что они сейчас будут открывать полномасштабные производства, я бы не стал. Им намного интереснее и проще сделать так, чтобы в Москве и Калининграде просто прикручивали колеса и доливали охлаждающую жидкость».
Таким образом, главная цель повышения утильсбора – заставить автоконцерны из КНР перейти к полноценной сборке своих машин на территории России, пока кажется невыполнимой. Китайские автомобили станут еще дороже, и на этом фоне покупатель, похоже, останется наедине с продукцией «АвтоВАЗа» — выбирать с ограниченным бюджетом будет не из чего.