Главная Спецтехника За переработку тракторов возьмут больше. Производители могут опротестовать начисление утилизационного сбора

За переработку тракторов возьмут больше. Производители могут опротестовать начисление утилизационного сбора

от admin

Правительство России увеличило утилизационный сбор для спецтехники. В первую очередь он затронет производителей и импортеров погрузчиков и супермощных тракторов. Однако у них есть шанс оспорить сам принцип начисления платежей.

Постановление, подписанное 27 апреля премьер-министром России Михаилом Мишустиным, с 1 июня вводит ставки утилизационного сбора для так называемых самоходных машин. Для тракторов и бульдозеров с двигателем мощностью 600-800 л.с. плата вырастит в 3,2 раза, фронтальных и вилочных погрузчиков мощностью 200-250 л.с. – 2,3 раза.

Что за сбор

Утилизационный сбор был введен в 2013 году «в целях обеспечения экологической безопасности». По логике уплачиваемые средства должны возместить ущерб от вредного воздействия на здоровья человека и окружающую среду, причиняемого как при эксплуатации автомобилей, так и после их списания.

Сначала сбор взимался только с импортных машин, но с 2014 года его обязали платить и отечественных производителей. Однако для российских предприятий появились субсидии, официально со сбором не связанные, но компенсирующие его.

Утилизационный сбор исчисляется по утверждаемым Правительством России ставкам в зависимости от мощности или объема двигателя, массы автомобиля и иных характеристик.

Поступления в бюджет от утилизационного сбора год от года растут. В 2021 году они составили 516 млрд рублей. В 2024 году, по прогнозам, должны превысить 940 млрд рублей. Ожидается, что в 2024-2026 гг. в бюджет РФ поступит в общей сложности более 2,8 трлн рублей от утильсбора на транспорт.

 

Стройбат 2024

нынешние изменения в размерах утильсбора  в Министерстве промышленности и торговли РФ объясняют появлением новой техники отечественных производителей. Так, в 2023 году концерн «Тракторные заводы» освоил выпуск тяжелых бульдозеров (речь, видимо, идет о модели «Четра Т40» с двигателем номинальной мощностью 660 л.с.). В настоящее время утилизационный сбор для всех гусеничных тракторов с мотором свыше 200 л.с. составляет 1,55 млн рублей. Благодаря изменениям с 1 июня 2024 года за «Четру» придется заплатить уже 5 млн.

Также в Минпромторге сообщают о новых мощных фронтальных погрузчиках, выпуск которых наладило ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (предположительно – UMG WL50 с двигателем в 220 л.с.).

Для самосвалов повышенной проходимости в зависимости от мощности силовой установки утильсбор увеличится в 1,4 – 2,3 раза. Производителям таких грузовиков с двигателем в 1750 лошадиных сил надо будет платить до 24 млн рублей (в настоящее время – 10,5 млн). Справочно: самый большой в мире карьерный самосвал «БелАЗ-75710» был оснащен двумя моторами по 2,3 тысяч л.с. На серийных собираемых на белорусском заводе машины устанавливаются дизели в тысячу «сил».

В концерне «Тракторные заводы» приняли решение не давать комментарии об утильсборе, не ответили на вопросы журналиста  Mashnews и другие производители тракторов и спецтехники.

За утилизацию тракторов возьмут больше. Производители могут оспорить начисление утильсбора

 

Крепче за баранку держись, шофер

Новое постановление призвано не только пополнить сборы, но и пресечь злоупотребления. Так, для гусеничных тракторов и бульдозеров устанавливается единая ставка утильсбора.

«Это сделано в том числе для пресечения недобросовестной практики, согласно которой из-за разницы коэффициентов [ставок] гусеничные бульдозеры регистрировались под видом гусеничных тракторов. Исключение затронет только гусеничные трактора, предназначенные для сельхозработ – для них сохранится действующий коэффициент утильсбора», – поясняют в пресс-службе Минпромторга.

Конституционный суд России уже рассматривал законность утилизационного сбора и подтвердил его легитимность. Но предписал учитывать при расчете сбора только «физические характеристики, которые оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств».

Читать также:
«Автотор» представил электрический автомобиль нового бренда «Амберавто»

Это позволило многим участникам рынка оспорить сам принцип начисления спорного сбора. В частности – в отношении грузовиков, в полную массу которых включалась грузоподъемность, вес водителя и топлива.

Так, ООО «ДАФ Тракс Рус» – поставщик автомобилей голландской марки, доказал, на затраты, связанные с утилизацией транспортного средства, влияет лишь его собственная масса (то есть будущего металлолома). Тогда как все перевозимое грузовиком экологической опасности не представляет. 

«Даже если водитель и может причинить какой-либо вред окружающей среде, то явно не находясь в кабине», – отмечает партнер юридической компании «Деловые Решения и Технологии» Антон Зыков, представлявший интересы поставщика.

Аналогичные решения были приняты по искам дистрибьюторов марок Iveco, Хэндэ и других. Общая сумма утилизационного сбора, возвращенного благодаря перерасчету, превысила 3,2 млрд рублей. Выводы арбитражных судов поддержал в том числе и Верховный суд России.

 

Вне дороги – вне конкуренции

Спорным остается и вопрос уплаты утилизационного сбора за трактора, самосвалы и иную самоходную технику, работающую на полях, карьерах, стройплощадках и иных закрытых местах. Ведь сам сбор рассчитывается на основании паспорта транспортного средства, который предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования. В частности, без выдачи паспорта ввезенный из-за границы транспорт не считается выпущенным в обращение.

Складывающаяся судебная практика позволяет оспаривать начисление утилизационного сбора в том числе большинству производителей мощных погрузчиков, карьерных самосвалов, тракторов и бульдозеров (последние вряд ли вообще могут выезжать на дороги).

Так, в деле ПАО «АЛРОСА» Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу об отсутствии обязанности оформлять паспорта и уплачивать утильсбор за погрузочно-доставочные машины, предназначенные для использования исключительно в подземных условиях без выезда на поверхность.Такое же решение было принято и в отношении самоходных телескопических подъемников, поставляемых ООО «НАК Машинери».

«Спорные транспортные средства не допущены к дорожному движению на территории России в силу отсутствия у них паспортов транспортных средств», – заключил арбитражный суд, удовлетворяя иск АО «Петербургский тракторный завод».

 

Особенности национального автопроизводства

Ставки утилизационного сбора для автомобилей (колесных транспортных средств) последний раз пересматривались почти год назад. С 1 августа 2023 года для производителей и импортеров легковых автомобилей они были индексированы в среднем в 1,7 – 3,7 раза (в зависимости от объема двигателя), легкого коммерческого транспорта – в 2,5 – 3,4 раза, автобусов – в 2,2 – 4,8, грузовиков – в 1,7 раза. Так, для LADA Granta (с двигателем 1,6 литра) утильсбор в настоящее время составляет 300,6 тысяч рублей или более трети ее розничной стоимости.

Однако в Минпромторге отмечают, что такая индексация существенно компенсировалась за счет государственных программ поддержки отрасли и «не окажет влияния на стоимость отечественных автомобилей». В частности, в рамках специальных инвестиционных контрактов государство в течение многих лет субсидировало отечественных производителей – по сути возмещало им уплаченный утилизационный сбор.

Сейчас в рамках федерального проекта «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения» из федеральной казны субсидируется до девяносто процентов материальных затрат автопроизводителей.

Дополнительные преференции получают и предприятия, заключившие специальный инвестиционный контракт. По данным Минпромторга, такой договор в прошлом году был подписан, в частности, с ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины».

СПРАВКА MASHNEWS

  • По последним опубликованным Федеральной налоговой службой данным, на балансе организаций стояло 782,5 тысяч самоходных транспортных средств, машин и механизмов, еще почти 850 тысяч было зарегистрировано частными лицами. Доля новых тракторов (коэффициент ежегодного обновления техники) оценивается Росстатом в четыре процента.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике