Правительство России увеличило утилизационный сбор для спецтехники. В первую очередь он затронет производителей и импортеров погрузчиков и супермощных тракторов. Однако у них есть шанс оспорить сам принцип начисления платежей.
Постановление, подписанное 27 апреля премьер-министром России Михаилом Мишустиным, с 1 июня вводит ставки утилизационного сбора для так называемых самоходных машин. Для тракторов и бульдозеров с двигателем мощностью 600-800 л.с. плата вырастит в 3,2 раза, фронтальных и вилочных погрузчиков мощностью 200-250 л.с. – 2,3 раза.
Что за сбор
Содержание:
Утилизационный сбор был введен в 2013 году «в целях обеспечения экологической безопасности». По логике уплачиваемые средства должны возместить ущерб от вредного воздействия на здоровья человека и окружающую среду, причиняемого как при эксплуатации автомобилей, так и после их списания.
Сначала сбор взимался только с импортных машин, но с 2014 года его обязали платить и отечественных производителей. Однако для российских предприятий появились субсидии, официально со сбором не связанные, но компенсирующие его.
Утилизационный сбор исчисляется по утверждаемым Правительством России ставкам в зависимости от мощности или объема двигателя, массы автомобиля и иных характеристик.
Поступления в бюджет от утилизационного сбора год от года растут. В 2021 году они составили 516 млрд рублей. В 2024 году, по прогнозам, должны превысить 940 млрд рублей. Ожидается, что в 2024-2026 гг. в бюджет РФ поступит в общей сложности более 2,8 трлн рублей от утильсбора на транспорт.
Стройбат 2024
нынешние изменения в размерах утильсбора в Министерстве промышленности и торговли РФ объясняют появлением новой техники отечественных производителей. Так, в 2023 году концерн «Тракторные заводы» освоил выпуск тяжелых бульдозеров (речь, видимо, идет о модели «Четра Т40» с двигателем номинальной мощностью 660 л.с.). В настоящее время утилизационный сбор для всех гусеничных тракторов с мотором свыше 200 л.с. составляет 1,55 млн рублей. Благодаря изменениям с 1 июня 2024 года за «Четру» придется заплатить уже 5 млн.
Также в Минпромторге сообщают о новых мощных фронтальных погрузчиках, выпуск которых наладило ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (предположительно – UMG WL50 с двигателем в 220 л.с.).
Для самосвалов повышенной проходимости в зависимости от мощности силовой установки утильсбор увеличится в 1,4 – 2,3 раза. Производителям таких грузовиков с двигателем в 1750 лошадиных сил надо будет платить до 24 млн рублей (в настоящее время – 10,5 млн). Справочно: самый большой в мире карьерный самосвал «БелАЗ-75710» был оснащен двумя моторами по 2,3 тысяч л.с. На серийных собираемых на белорусском заводе машины устанавливаются дизели в тысячу «сил».
В концерне «Тракторные заводы» приняли решение не давать комментарии об утильсборе, не ответили на вопросы журналиста Mashnews и другие производители тракторов и спецтехники.
Крепче за баранку держись, шофер
Новое постановление призвано не только пополнить сборы, но и пресечь злоупотребления. Так, для гусеничных тракторов и бульдозеров устанавливается единая ставка утильсбора.
«Это сделано в том числе для пресечения недобросовестной практики, согласно которой из-за разницы коэффициентов [ставок] гусеничные бульдозеры регистрировались под видом гусеничных тракторов. Исключение затронет только гусеничные трактора, предназначенные для сельхозработ – для них сохранится действующий коэффициент утильсбора», – поясняют в пресс-службе Минпромторга.
Конституционный суд России уже рассматривал законность утилизационного сбора и подтвердил его легитимность. Но предписал учитывать при расчете сбора только «физические характеристики, которые оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств».
Это позволило многим участникам рынка оспорить сам принцип начисления спорного сбора. В частности – в отношении грузовиков, в полную массу которых включалась грузоподъемность, вес водителя и топлива.
Так, ООО «ДАФ Тракс Рус» – поставщик автомобилей голландской марки, доказал, на затраты, связанные с утилизацией транспортного средства, влияет лишь его собственная масса (то есть будущего металлолома). Тогда как все перевозимое грузовиком экологической опасности не представляет.
«Даже если водитель и может причинить какой-либо вред окружающей среде, то явно не находясь в кабине», – отмечает партнер юридической компании «Деловые Решения и Технологии» Антон Зыков, представлявший интересы поставщика.
Аналогичные решения были приняты по искам дистрибьюторов марок Iveco, Хэндэ и других. Общая сумма утилизационного сбора, возвращенного благодаря перерасчету, превысила 3,2 млрд рублей. Выводы арбитражных судов поддержал в том числе и Верховный суд России.
Вне дороги – вне конкуренции
Спорным остается и вопрос уплаты утилизационного сбора за трактора, самосвалы и иную самоходную технику, работающую на полях, карьерах, стройплощадках и иных закрытых местах. Ведь сам сбор рассчитывается на основании паспорта транспортного средства, который предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования. В частности, без выдачи паспорта ввезенный из-за границы транспорт не считается выпущенным в обращение.
Складывающаяся судебная практика позволяет оспаривать начисление утилизационного сбора в том числе большинству производителей мощных погрузчиков, карьерных самосвалов, тракторов и бульдозеров (последние вряд ли вообще могут выезжать на дороги).
Так, в деле ПАО «АЛРОСА» Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу об отсутствии обязанности оформлять паспорта и уплачивать утильсбор за погрузочно-доставочные машины, предназначенные для использования исключительно в подземных условиях без выезда на поверхность.Такое же решение было принято и в отношении самоходных телескопических подъемников, поставляемых ООО «НАК Машинери».
«Спорные транспортные средства не допущены к дорожному движению на территории России в силу отсутствия у них паспортов транспортных средств», – заключил арбитражный суд, удовлетворяя иск АО «Петербургский тракторный завод».
Особенности национального автопроизводства
Ставки утилизационного сбора для автомобилей (колесных транспортных средств) последний раз пересматривались почти год назад. С 1 августа 2023 года для производителей и импортеров легковых автомобилей они были индексированы в среднем в 1,7 – 3,7 раза (в зависимости от объема двигателя), легкого коммерческого транспорта – в 2,5 – 3,4 раза, автобусов – в 2,2 – 4,8, грузовиков – в 1,7 раза. Так, для LADA Granta (с двигателем 1,6 литра) утильсбор в настоящее время составляет 300,6 тысяч рублей или более трети ее розничной стоимости.
Однако в Минпромторге отмечают, что такая индексация существенно компенсировалась за счет государственных программ поддержки отрасли и «не окажет влияния на стоимость отечественных автомобилей». В частности, в рамках специальных инвестиционных контрактов государство в течение многих лет субсидировало отечественных производителей – по сути возмещало им уплаченный утилизационный сбор.
Сейчас в рамках федерального проекта «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения» из федеральной казны субсидируется до девяносто процентов материальных затрат автопроизводителей.
Дополнительные преференции получают и предприятия, заключившие специальный инвестиционный контракт. По данным Минпромторга, такой договор в прошлом году был подписан, в частности, с ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины».
СПРАВКА MASHNEWS
- По последним опубликованным Федеральной налоговой службой данным, на балансе организаций стояло 782,5 тысяч самоходных транспортных средств, машин и механизмов, еще почти 850 тысяч было зарегистрировано частными лицами. Доля новых тракторов (коэффициент ежегодного обновления техники) оценивается Росстатом в четыре процента.