Суд решил, что требования госкомпании несоразмерны, и снизил неустойку до 418 тыс. рублей.
Сборочно-сварочное производство. Иллюстративное фото: «Красное Сормово».
В мае 2021 года лизинговая госкомпания заказала на верфи строительство 11 сухогрузов проекта RSD59, перечислив более 10,2 млрд руб. аванса. Сдать заказчику их планировали до конца 2022 года. «Красное Сормово» в 2022–2023 годах смогло с опозданием по срокам построить и сдать заказчику только пять судов, пишет издание «Коммерсант-Приволжье».
Заказчик рассчитал, что за просрочку по контракту верфь должна уплатить 597,9 млн руб. В суде ее юристы ссылались на сложное финансовое положение (чистый убыток завода «Красное Сормово» за девять месяцев составил 1,23 млрд руб.), долги перед другими заказчиками и неисполнение обязательств со стороны поставщиков завода.
Суд эти аргументы не принял, но снизил размер неустойки до 418 тыс. руб., решив, что требования ГТЛК явно не соразмерны.
Корпусообрабатывающее производство. Иллюстративное фото: «Красное Сормово».
Судостроительный завод «Красное Сормово» в этом году не сможет сдать и первые десять сухогрузов по заключенному в 2023 году контракту с ГТЛК на строительство серии из 34 судов. Западные санкции и отказ европейских компаний от поставок двигателей и судового оборудования вынудили нижегородских корабелов искать поставщиков в Китае и корректировать рабочую конструкторскую документацию под азиатские компоненты. Однако с их поставками также есть задержки — все это приводит к смещению сроков сборки судов.
В ГТЛК не комментируют разбирательства с заводом.
В Объединенной судостроительной корпорации подтвердили, что «Красное Сормово» и отрасль в целом столкнулись «с серьезным вызовом» на фоне западных санкций и последние годы работают в условиях «постоянного давления».
«ОСК адаптировалась к этой ситуации и разработала контрмеры. Приходилось перепроектировать отдельные заказы, искать альтернативных поставщиков, заниматься импортозамещением, что могло повлиять на сроки строительства судов. Сейчас практически все сложности преодолены. Работа по всем заказам на “Красном Сормове” ведется во взаимодействии с заказчиками, в том числе согласовываются графики строительства судов», — сообщили в корпорации.
Там добавили, что уже существуют проекты судов, укомплектованные исключительно российским оборудованием. Часть необходимого оборудования предприятия ОСК планируют производить самостоятельно.
Как выяснил «Коммерсант-Приволжье», на нижегородском заводе просрочка сложилась не только с сухогрузами. В этом году «Красное Сормово» должно было завершить строительство четырех краболовов-процессоров проекта КСП01 «Кильдин», «Рыбачий», «Колгуев» и «Торос», заложенных в 2020 году под крабовые квоты. Заказчик Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СРЗК) прогнозировал, что из-за санкций и смены поставщиков сроки сдачи сдвинутся на один-два года.
«Суда точно станут дороже, но насколько именно — пока трудно сказать», — комментировал Fishnews исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов.
В компании «ВодоходЪ» для ускорения строительства трех круизных лайнеров проекта «Карелия» решили напрямую заключить договоры с субподрядчиками, используя цехи «Красное Сормово» только как сборочную площадку. Причины такого решения в «Водоходе» не комментируют, но источники в отрасли говорят, что круизная компания решила минимизировать риски просрочек сдачи первого теплохода, на рейсы которого уже продаются билеты.
Ранее на «Красном Сормове» общие риски завода по возможным штрафам за нарушение контрактов оценивали в 3 млрд руб. Сейчас руководство верфи пытается договориться с органами власти. На заводе хотят, чтобы чиновники инициировали на федеральном уровне законодательные поправки, освобождающие судостроителей от уплаты неустоек и штрафов, если договор был сорван в связи с отказом европейских поставщиков от поставок оборудования.
В Минпромторге России на запрос «Ъ-Приволжье» сообщили, что вместе с ГТЛК обсуждают «каждую конкретную ситуацию, чтобы к верфям применялись штрафные санкции, но только в объеме фактически понесенных расходов в рамках привлечения коммерческих средств на строительство судов». Об итогах обсуждения ситуации на «Красном Сормове» в министерстве не сообщили, но ОСК недавно объявила, что нижегородская верфь первой из предприятий корпорации пройдет модернизацию по инвестпрограмме и начнет крупноблочное потоковое строительство судов.
По мнению председателя правления АО РУМО (производит судовые двигатели) Андрея Горшкова, государство должно определиться, закупать ли отечественное оборудование или полагаться на азиатские страны.
«В КНР множество производителей делают судовые дизельные двигатели. Мы возродили свой двигатель по лицензии MAN, но по цене с китайцами конкурировать не можем. Наш дизель в два раза дороже. Пока что это штучное производство, в отличие от Китая, где давно налажены массовое производство и сбыт. Поэтому, когда госзаказчики предлагают нам выходить на торги и конкурировать с китайскими компаниями, становится грустно. Либо мы развиваем свое, защищаем и поддерживаем отечественного производителя, либо надо честно всем сказать, что будем закупать за рубежом», — добавил Андрей Горшков.