Внедрение нейросетей во все сферы жизни продолжается: в декабре российское предприятие, занимающееся производством автомобильных акустических систем, запустит линию с привлечением искусственного интеллекта.
Сначала Китай, а потом?
Содержание:
27 декабря на заводе в Мытищах, принадлежащем компании «Урал Завод», заработает новая линия по производству акустических систем. В числе заказчиков: «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «МАЗ» и «КамАЗ». Об этом Mashnews 17 декабря сообщили в пресс-службе подмосковного предприятия.
Производительность заявлена на уровне 5 млн комплектов в год, но самое главное – что производство будет полностью автоматизировано.
«Во втором квартале 2025 года планируется установка второй роботизированной линии, оснащенной искусственным интеллектом, благодаря которой объем производства будет увеличен до 10 млн единиц в год, а к 2030 году – до 50 млн» , — говорят представители «Урала». Выйдя на такие объемы, производитель планирует поставлять свою продукцию не только для автозаводов, но и для стадионов, концертных залов, систем оповещения, оборонной промышленности и РЖД.
А что насчет компонентов? Первоначально они будут на сто процентов китайскими, что уже давно стало традицией для российских производств. Впрочем, на заводе говорят, что, начиная с февраля, будут использоваться локальные комплектующие, в частности, диффузор, звуковая катушка и центрирующая шайба. Параллельно с этим, обещают на предприятии, «Урал» ищет отечественных поставщиков: «Главная задача – локализовать все комплектующие в ближайшем будущем».
Как это будет работать
Впрочем, нам куда интереснее заявленное «ноу-хау» относительно искусственного интеллекта. Ведь, как сообщал телеграм-канал «Автопоток», речь идет о «первой в России автоматизированной линии, управляемой нейросетью».
Как выяснил Mashnews, искусственный интеллект будет использоваться для контроля качества клеевого слоя, выполнять часть – важных, но лишь часть – работ на подмосковном заводе.
«В труднодоступных для обозрения человеческим глазом местах он сможет проверить геометрию нанесения клея, а по цвету – контролировать корректность смешивания двухкомпонентных составов, сравнивая с эталоном», — рассказали Mashnews в пресс-службе «Урала».
И уточнили, что алгоритмы разрабатывала компания-производитель сборочной линии.
То есть речь не идет о каком-то глобальном замещении человеческого труда нейросетью – скорее, она выступает в качестве невидимого, но дотошного коллеги, позволяющего сократить количество возможных ошибок и влияния человеческого фактора. И именно такой подход, по мнению других участников рынка автокомпонентов, кажется наиболее разумным.
Не революция, а помощник
«В нашем варианте, когда производство является промышленным восстановлением широкого ассортимента различных деталей, уровень автоматизации в целом и потенциал применения ИИ существенно ниже, чем на серийных производствах», — говорит генеральный директор компании «Механика» Дмитрий Даньшов.
По его словам, в отношении компаний, занимающихся ребилдингом (а именно таков профиль «Механики»), существенное наращивание использования искусственного интеллекта на подборе запчастей произойдет в перспективе 2-3 лет, не раньше. А пока – «все платформы работают в тестовом и обучающемся режиме».
Михаил Королев, основатель и глава ООО «Институт энергетических систем» (Лаборатория «Простор»), указывает на другой немаловажный момент:
«ИИ на производствах России практически отсутствует, потому что до СВО в стране было много дешевой рабочей силы, и собственники предприятий не особо задумывались над повышением эффективности. Поэтому в части ИИ и роботизации мы на порядок отстаем от Китая, Северной Америки и Европы. Сейчас, когда в стране остро не хватает специалистов, собственники производств жизненно заинтересованы внедрять в производство процессы, не требующие людей».
По словам Королева, искусственный интеллект позволяет повышать качество мониторинга за производственными процессами, автоматического управления, предсказания выхода из строя оборудования. «В результате повышается качество продукции, растет КПД установок, повышается процент извлечения из руды, снижаются выбросы загрязняющих веществ, простои оборудования и аварийность, повышается соблюдение техники безопасности на объектах», — уверен собеседник Mashnews. Словом, ИИ – инструмент однозначно нужный в производстве, и это отнюдь не слепое следование современным трендам.
Человек и компьютер
Но решить все существующие проблемы нейросети не в состоянии. Производству в России катастрофически не хватает традиционного оборудования, обычного и твердосплавного инструмента, а также специалистов, с ним умеющего работать, отмечает Дмитрий Даньшов.
«Наша простенькая лабораторная линейка по традиционной технологии литья в форму и в кристаллизатор загружена на 101%. Важнее как можно оперативнее ликвидировать последствия деиндустриализации, например, возродить производство твердого сплава. А уж ИИ найдет себе применение сам, без шума и пыли», — уверен Даньшов.
Что в сухом остатке? Отдавая часть работы на откуп новых технологий, но не уповая на них целиком и полностью, предприятия идут в верном направлении: нейросети – хорошее подспорье в любом производстве при условии грамотной разработки их алгоритмов, однако не «лекарство от всего». И ждать чего-то революционного от искусственного интеллекта, задействованного в промышленности, пожалуй, не стоит.
СПРАВКА
ООО «Урал Завод» входит в холдинг AAC Group, который разрабатывает и производит электронные автокомпоненты. Финансовая отчетность «Урал Завода» публиковалась последний раз за 2021 год. Тогда выручка составил 66,4 млн рублей, чистая прибыль — 13,3 млн рублей.