Совладелец нижегородской «ВМФ судовое оборудование», проспорившей «Северной верфи» 4 млн евро, признал, что теперь его компания, скорее всего, прекратит своё существование.
Проигравшая спор компания успела бы с поставкой до введения международных санкций, но «Северную верфь» смутила задержка — поставка пришлась на начало СВО. Решение арбитража опубликовано 3 августа. Нижегородское «ВМФ судовое оборудование» поставляло «Северной верфи» продукцию норвежской Optimar AS за 60 млн евро. Совладелец «ВМФ судовое оборудование» возглавляет петербургское представительство норвежской же Amof — Fjell Process Technology AS, также выпускающей оборудование для рыбопереработки.
За несколько дней до санкций
Контракт на поставку оборудования для первых шести траулеров проекта 170701 ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и нижегородское ООО «ВМФ Судовое оборудование» подписали в июне 2019 года. Компания из Нижнего Новгорода обязалась привезти рыбофабрики норвежской Optimar AS, которыми комплектовались эти траулеры, всего на 59,8 млн евро. «ВМФ Судовое оборудование» благополучно поставило 4 комплекта и к 30 января 2022 года должно было привезти пятый, но что-то задержало отгрузку — 17 февраля нижегородская компания предупредила «Северную верфь», что груз прибудет в Петербург ориентировочно 11 марта.
«10.03.2022 поставщик уведомил … об отказе иностранного изготовителя от дальнейшего исполнения обязательств по передаче продукции, что приводит к невозможности исполнения договора», — описано дальнейшее развитие событий в решении петербургского арбитража.
«Северная верфь» после этого расторгла контракт в одностороннем порядке и потребовала вернуть 4 млн евро (356,8 млн рублей) аванса, чему и посвящен судебный спор, точка в котором не поставлена — решение от 3 августа не вступило в законную силу.
Представитель нижегородской компании заявил в суде, что у «Северной верфи» не было объективных причин расторгать контракт на этапе поставки пятого комплекта оборудования, потому что оно бы благополучно прибыло в Петербург.
«Если бы истец не отказался от приемки, оборудование было бы доставлено … без ограничений, поскольку сложности с доставкой до РФ из Норвегии начались только с 18.03.2022 (через 17 дней после готовности к отгрузке). Производитель оборудования не отказывался от поставки, он информировал только о временных форс-мажорных сложностях с его доставкой…», — этот аргумент нижегородскому «ВМФ Судовое оборудование» не помог, потому что «Северная верфь» обосновала одностороннее расторжение контракта нарушением срока поставки, случившимся до начала СВО и введения международных санкций.
«Мы просто вляпались и теперь остались крайними…»
Поставщик оборудования рыбофабрик для первых шести из 10-ти траулеров проекта 170701, которые «Северная верфь» строит для «Норебо» — ООО «ВМФ Судовое оборудование». Это частная компания, зарегистрированная в 2012 году в Нижнем Новгороде. У нее 10 000 рублей уставного капитала и 13,2 млн рублей выручки за 2023 год.
Компания в равных долях принадлежит Игорю Мучнику и Валерию Хлупнову. Игорь Мучник и Андрей Хлупнов (сын Валерия) владеют также петербургским ООО «Балтинтерпро» — судоремонтной компанией с выручкой 4.6 млн рублей за прошлый год. У Игоря Мучника другого бизнеса нет, а Валерий Хлупнов владеет долями двух компаний на Сахалине (выручка за 2023 год не указана) и возглавляет петербургские ООО «АФ Процесс Технолоджи» и «АФ Процесс Технолоджи Холдинг». Это «дочки» норвежской Amof — Fjell Process Technology AS — производителя оборудования для рыбофабрик. В 2023 году выручка «АФ Процесс Технолоджи» составила 51 млн рублей.
Третьим лицом в арбитражном споре между «Северной верфью» и «ВМФ Судовое оборудование» выступает норвежский производитель рыбофабрик Optimar AS. Создается впечатление, что Валерий Хлупнов организовал через свою компанию в Нижнем Новгороде поставку оборудования от конкурента собственного работодателя в петербургском «АФ Процесс Технолоджи». Сам он это отрицает:
«Наша совесть чиста во всем. Есть понятие «рыбоперерабатывающая фабрика», а есть понятие «мукомольная установка» — это два несвязанных между собой объекта. Рыбофабрика перерабатывает рыбу, а отходы, которые идут от нее, утилизируют в мукомольные установки. Я всегда был сторонником прямых взаимоотношений. Это требование «Северной верфи» заключать контракты с российскими юрлицами. Они ещё тогда не хотели вступать в контакты с иностранными компаниями. И Optimar AS выбрал заказчик — «Норебо». Нам досталось готовое решение — не просто техническое, но и коммерческое. Мы просто вляпались и теперь остались крайними…», — сказал автору текста совладелец «ВМФ Судовое оборудование».
Валерий Хлупнов сообщило также, что в случае вступления в законную силу решения суда о взыскании с компании 4 млн евро, она, скорее всего, прекратит свое существование.
Банковские гарантии никто бы не дал
Владелец военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Михаил Даниленко полагает, что спор между «Северной верфью» и «ВМФ Судовое оборудование» — очередное назидание руководству ОСК по выбору подрядчиков.
«Это о том, как сейчас работают регламенты ОСК по оценке поставщиков, выбору подрядчиков, проблемах в организации закупок. Кажущаяся правильность придуманных аудитов оценки предприятий и возможностей — лишь фикция на фоне реального рынка в то время, как российские производители загнаны в рамки банковскими гарантиями и кучей иных обязательств. Думаю, «Северная верфь» может уже списывать свои авансы на убытки. И хочется спросить: а где же банковские гарантии на авансы с этим поставщиком? Ответ очевиден: такому поставщику их бы просто никто не дал…», — говорит владелец КМЗ.
Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов полагает, что шансы оспорить решение арбитражного суда у «ВМФ Судовое оборудование» невелики.
«Законодательство исходит из того, что нарушение сроков поставки, как правило, дает покупателю право отказаться от договора. Доказать, что трудности вызваны обстоятельствами непреодолимой силы (тем самым «форс-мажором») в виде временных сложностей с доставкой товара в Россию на фоне начала событий 2022 года и так трудно, а в условиях, когда проблемы начались ещё до событий, и вовсе маловероятно. Суды придерживаются стандартного положения Гражданского кодекса, согласно которому нарушение обязанностей со стороны контрагентов и отсутствие на рынке РФ нужных для исполнения товаров не относятся к «форс-мажору». Как правило, в таких ситуациях «выживают» лишь те контракты, где покупатели настолько заинтересованы в товаре, что готовы войти в положение поставщика и подождать. Но такие не обращаются в суды…», — говорит эксперт.
Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров тоже скептически относится к перспективам «ВМФ Судовое оборудование» в споре с «Северной верфью».
«Кажется, это тот нередкий случай, когда проблемы с исполнением договора сторонами связаны не с объективными причинами, а с их ожиданиями, выраженными в переписке контрагентов. Также важен контекст событий весны 2022 года с повсеместным разрывом хозяйственных связей с «недружественными поставщиками» и остановкой платежей за импорт и экспорт. Представляется, что шансы на оспаривание решения в апелляции у «ВМФ Судовое оборудование» ниже среднего, несмотря на то, что именно эта компания, фактически, является главным пострадавшим, в виду неполучения оборудования от иностранного контрагента…», — полагает юрист.
СПРАВКА
- «Северная верфь» строит 10 рыбопромысловых траулеров-процессоров неограниченного морского плавания проекта 170701 по программе инвестквот для группы «Норебо». Разработчик проекта — петербургская компания «Наутик Рус». В конце июня «Северная верфь» завершила формирование корпуса на траулере «Капитан Пящиков». Это седьмое судно проекта 170701 для группы «Норебо» и первое из четырех, строящихся для лова и переработки рыбы в Дальневосточном бассейне (предыдущие шесть траулеров предназначены для работы в Северной Атлантике). В апреле «Северная верфь» спустила воду шестой траулер «Капитан Абакумов». В середине июля «Северная верфь» взыскала 3.8 млн евро с финской Wartsila Solutions Oy за непоставленное оборудование для последних 4-х траулеров этого проекта.
Лев Годованник