Главная Двигателестроение Отечественный лодочный подвесной мотор делают из двигателя от ВАЗа

Отечественный лодочный подвесной мотор делают из двигателя от ВАЗа

от admin

Россия разрабатывает собственный подвесной мотор. В настоящее время мы ничего подобного не производим. Раньше лодочные моторы производились в СССР, а сейчас используется только зарубежная продукция. Разработкой двигателя мощностью 80 л/с займется НПП «Патриот» (база — ОЭЗ «Дубна»). АЭС уже инвестировала в этот проект 35 миллионов рублей. Часть финансирования, 10 миллионов иен, представляет собой грант правительства Московской области.

Инженеры доработали двигатель ВАЗ-11182 для использования на моторных лодках. Инженер-проектировщик Юрий Фокин рассказал Mash News об актуальности разработки, технических характеристиках и сложности работ.

Двигатель ВАЗа, повергнутый на 90 градусов

— Почему для создания своего двигателя вы выбрали именно эту техническую и коммерческую нишу?

— Эти особенности мы будем учитывать при проектировании базового двигателя, который будет производиться в России. К сожалению, двигателей внутреннего сгорания (ДВС), которые можно использовать в качестве основы для подвесного мотора, не так уж и много.

В целом, для создания конкурентоспособного продукта при выборе базового двигателя внутреннего сгорания следует ориентироваться на сегмент массовых автомобилей. В данном случае это автомобильные двигатели производства АвтоВАЗа. При этом рынок лодочных моторов находится в диапазоне 80-100-115 лошадиных сил. Очень большой и здесь можно конкурировать с китайскими производителями по цене.

Помощь Mash News

  • Объем двигателя ВАЗ-11182 составляет 1596 куб.м. Максимальная производительность – 90 л/с. Устанавливается на Lada Vesta, Lada Granta и Largus, включая кросс-модификации».

Отечественные лодочные моторы производятся с двигателями ВАЗ

—Значит, с самого начала разработки вы знали, что на него будет спрос?

— да, конечно. Потому что спрос на такие двигатели есть. Потребность в продукции отечественного производства однозначно подтвердилась.

— На какой стадии разработки он находится сейчас?

— В настоящее время находится на стадии стендовых испытаний. Это наша внутренняя «кухня». Подготовка к тестированию ресурса. Я сделал два прототипа. Один из них был продемонстрирован на выставке «Нева-2023». Затем идут испытания на лодках и в воде. Это будет штатный двигатель, работающий на 92 и 95 бензине, с возможностью использования адаптивной системы управления.

— Как долго коллектив НПП «Патриот» занимался опытно-конструкторскими работами, насколько сложно было в целом сделать лодочный двигатель из существующего автомобильного двигателя?

— Несмотря на то, что за базовую конструкцию мы взяли двигатель АвтоВАЗа, по сути мы перепроектировали и разработали систему охлаждения и смазки, обеспечивающую работу базового двигателя внутреннего сгорания в составе лодочного двигателя. Компоновка двигателя внутреннего сгорания предполагает, что ось вращения коленчатого вала вертикальна. Это коренным образом влияет на системы смазки и охлаждения деталей двигателя. Ведь двигатель охлаждается забортной водой, а гидродинамические и теплообменные процессы протекают иначе, чем в исходном двигателе. На данный момент у нас имеется большой выбор как литых комплектующих, так и других деталей. Более 50 новых и уникальных предметов. И мы должны убедиться, что все это работает эффективно, надежно и в долгосрочной перспективе.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о двигателе. Почему именно этот двигатель был использован в качестве базового?

— Этот двигатель все еще находится в производстве, несмотря на санкции. Он также производился, когда мы начали работать вместе. У АвтоВАЗа несколько двигателей. На базе 8-клапанного двигателя.

При этом у АвтоВАЗа есть и 16-клапанная модель. От динамических характеристик можно ожидать большего. А на базе этого мотора мы планируем создать более мощный подвесной мотор мощностью 150 л/с (эскизный проект у нас уже есть).

сейчас мы разработали мотор на базе 8-клапанного двигателя мощностью от 80 до 100 л/с.

— Насколько я понимаю, почти всё пришлось переделывать?

— Да, пришлось провести очень обширную работу, которая обычно проводится при создании нового двигателя внутреннего сгорания, в плане моделирования рабочего процесса и определения основных параметров новой силовой установки. Самым главным было обеспечить надежность систем смазки и самоохлаждения. Рассмотрим поворот двигателя на 90 градусов. В этом случае, как я уже говорил ранее, все процессы протекают иначе, поэтому некоторые системы и компоненты приходится проектировать с нуля.

— Полезен ли ваш опыт сборки оппозитных двигателей, собирали ли вы когда-нибудь двигатель с горизонтальным расположением цилиндра для мотоцикла?

— Да, учитывая опыт СССР, там было много разных двигателей внутреннего сгорания. Однако сейчас мы исходим из того, что имеется на данный момент. Лодочный мотор представляет собой вариант базового двигателя. Во всем мире происходит следующее: в зависимости от базовой конструкции двигателя это либо подвесной, либо стационарный двигатель.

Отечественные лодочные моторы производятся с двигателями ВАЗ

Должно быть не хуже китайцев

— Как долго работает двигатель? Сколько моточасов?

・Конкретные числовые значения указаны в технических характеристиках разработки. При разработке лодочных моторов мы используем современные методологии и умеем решать конфликты целей между ресурсами, расходом топлива и затратами жизненного цикла еще на этапе проектирования, но это всегда вопрос компромисса.

Для подтверждения результатов моделирования будет проведено испытание на долговечность. Я не хочу ничего говорить по этому поводу, пока не удостоверюсь в достоверности этой цифры. Но мы стремимся к тому, чтобы он ничуть не хуже аналогичных двигателей китайских производителей.

— Неужели у российских инженеров нет никакой возможности выиграть у Китая в нише области до 30 литров в секунду?

— Здесь от инженеров мало что зависит. В настоящее время Россия не производит базовые двигатели такой мощности, которые можно было бы использовать в ПЛМ.

—То есть в прошлом это были «Вихрь» и «Нептун?

— да. Единственная надежда на данный момент заключается в том, что производители мотоциклов смогут объединить свои усилия для производства двигателей в этом диапазоне мощности. Примерно от 10 до 60 литров в секунду. Это самые распространенные двигатели во всем мире. Однако в настоящее время такого производственного оборудования нет. Наша цель – производство лодочных моторов отечественного производства.

Помощь Mash News

  • В Советском Союзе серийно производилось несколько марок лодочных моторов.
  • Ветерок (мощность 8, 9,9 и 12 л.с.) выпускался на Ульяновском автозаводе с 1964 по 2008 год.
  • «Нептун» (мощностью 20, 23 и 25 л.с.) выпускался на заводе «Красный Октябрь» и Машиностроительном предприятии имени Чернышева с 1967 по 1984 год и с 1994 по 2008 год.
  • «Вихрь» (мощностью 10, 25 и 30 л.с.) выпускался одноименным Куйбышевским моторостроительным производственным объединением. Фрунзе с 1966 по 2010 год.

    Отечественные лодочные моторы производятся с двигателями ВАЗ

— Что нельзя заменить импортной продукцией?

— На первом этапе механизм подъема двигателя, скорее всего, будет импортным, но мы готовимся и к возможности импортозамещения этого компонента. А все остальное ваше.

— Кто будет вашим покупателем?

— Прежде всего, это госзаказчики, которые обязаны использовать отечественные решения. ГИМС, МЧС, ФСО, ФСБ, ВМФ и т.д. Как и частные покупатели.

Целевая аудитория – покупатели лодок длиной от 5,5 до 6 метров. Это, конечно, не рыбацкая лодка. Прогулочные катера и патрульные катера.

— О стоимости двигателя говорить рано?

— Ориентирован на менее дорогой сегмент, чем Parsun (Parsun Power, ведущий китайский производитель лодочных моторов; производитель заявляет, что его продукция продается более чем в 160 странах мира — прим ред.). Подобный мотор стоит около 950 000 рублей. Я бы хотел сделать это хотя бы немного дешевле. В настоящее время обменный курс таков, что можно предположить, что это так. Мы используем 90% сырья, материалов и комплектующих отечественного производства. Поэтому я предполагал, что базовый двигатель будет производиться только в России. Является наиболее локализованным в России. Остальные запатентованные компоненты мы также производим самостоятельно.

Мы тестируем технологию на экспериментальных образцах и изготавливаем их на нашей производственной площадке. Однако, хотя мы работаем над стратегией выхода на рынок в рамках существующего бизнес-плана с прогнозируемой ценой, на данном этапе говорить пока рано.

Кстати, в рамках разрабатываемой стратегии планируется привлечение молодых инженеров, являющихся участниками Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации, в том числе студентов российских вузов и студентов стран БРИКС. Суть этой идеи заключается в проведении ежегодной студенческой инженерно-спортивной олимпиады, в ходе которой студенты вузов сотрудничают с производителями малых лодок для разработки быстроходных лодок, передают нашу PLM студенческим командам, а молодые инженеры совершенствуют ее и оптимизируют сотрудничество с развитые лодки. Поэтому мы хотели бы воспользоваться этой возможностью и обратиться к сотрудничеству со всеми заинтересованными производителями малых лодок.

Отечественные лодочные моторы производятся с двигателями ВАЗ

В планах — дизель

— Где находится производство?

— В настоящее время компания эксплуатирует первый производственный корпус в Особой экономической зоне «Дубна». В июне 2024 года мы планируем начать строительство нашего второго завода, который будет включать в себя собственный литейный цех с 3D-принтерами на полимерном песке, термопластавтоматами и машинами для литья под давлением.

-Правильно ли сказать, что вы также рассматриваете подвесной дизельный двигатель?

— Да, такие планы есть. Фактически наши коллеги в Нижнем Новгороде сейчас внутри страны производят очень продвинутый современный турбодизель, разработанный крупной машиностроительной компанией. После локализации он будет отечественным. Имеет очень интересные силовые характеристики. Сейчас мы приступаем к его эскизному проектированию.

— На выставке «Нева-2023» в Санкт-Петербурге мы представили двигатель на базе ВАЗ-11182. Вам было интересно?

— конечно. Мы получили много отзывов. Мы уверены в актуальности и точности выбираемой нами продукции. Он сейчас очень востребован.

Мы также пообщались с представителями Кингисеппского машиностроительного завода. Наша разработка вызвала большой интерес у специалистов этого предприятия.

Мы также поговорили с потенциальными субподрядчиками. Потому что мы не можем все сделать сами. Но мы ожидаем, что более 90% двигателей будут российского производства.

Читать также:
Агрегаты двигателя для Ил-114-300 прошли огневые испытания

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике