Главная Судостроение «Пелла» не смогла взыскать с Министерство обороны 716 миллионов рублей вреда

«Пелла» не смогла взыскать с Министерство обороны 716 миллионов рублей вреда

от admin

Верфь «Пелла» из Ленинградской области смогла взыскать с Минобороны 2 млрд рублей за конструктивные изменения в строительстве опытового исследовательского судна «Ладога». Эти деньги компания получила через 5 лет после передачи судна Балтийскому флоту. Попытка взыскать с Минобороны еще 716 млн ущерба оказалась для «Пеллы» неудачной.

30 мая столичный арбитраж решил, что верфь «Пелла» сама виновата в том, что Минобороны пользовалась ее деньгами, пишет «Деловой Петербург».

Судно проекта 11982 «Ладога» ленинградский судостроительный завод «Пелла» передал ВМФ 30 сентября 2018 года. Его фактическая стоимость составила 3,2 млрд рублей, хотя в контракте значилось 1,5 млрд.

Удорожание в 2 раза стало результатом испытаний головного судна проекта «Селигер» — военные решили изменить на тридцать пять процентов корпус и судовые устройства, на тридцать процентов оборудование помещений, на двадцать пять процентов общесудовые системы, на семнадцать процентов энергетические, на сорок процентов электрооборудование, на семьдесят девять процентов автоматику и на семьдесят три процента вооружение.

«Пелла» получила от Минобороны за фактически целиком переделанное судно 1,2 млрд рублей, после чего взыскала в суде еще 2 млрд, что стало самой крупной судебной победой петербургских судостроителей в спорах с госзаказчиком за последние годы.

После проигрыша в судах трех инстанций Минобороны выплатило «Пелле» эти 2 млрд — деньги пришли 24 августа 2023 года.

По мнению руководителей верфи, 3,2 млрд рублей ей полагались в сентябре 2018 года, а не в августе 2023–го, и эти 5 лет военные попросту пользовались ее двумя миллиардами. Свой ущерб за это «Пелла» оценила в 716 млн.

В Минобороны считают, что они и так сделали что могли, согласовав двукратное увеличение первоначальной суммы контракта, но не виноваты в том, что законодательство предусматривает такую процедуру только с участием Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая долго упрямилась. И вообще, по мнению военных, «Пелла» могла бы получить свои 2 млрд раньше, если бы была расторопнее с предоставлением необходимых документов. Да и «Ладогу» верфь передала флоту в сентябре 2018 года, хотя по условиям контракта это должно было случиться в ноябре 2016–го.

Столичный арбитраж опубликовал даты: фактическая стоимость «Ладоги» — 3,2 млрд рублей — была окончательно определена 3 февраля 2023 года, исполнительный лист на взыскание 2 млрд «Пелла» получила 13 февраля, предъявила в Федеральное казначейство 20 июня и получила деньги 24 августа.

«Таким образом, обязательства по оплате судна государственным заказчиком исполнены в полном объеме и в установленные действующим законодательством сроки», — написано в судебном решении.

А так как доплата «Пелле» 2 млрд рублей за удорожание «Ладоги» произошла на основании судебного решения, вступившего в законную силу в 2023 году, наказывать Минобороны за пользование этими деньгами с августа 2018–го суд не стал. Тем более что «Пелла», как решил суд, предоставила военным несколько предусмотренных контрактом отчетных документов только в январе 2024 года.

«Суд считает, что ответчик не смог оплатить задолженность за поставленный товар из–за нарушений истцом условий контракта. Доводы о том, что ответчик уклонялся от изменения цены контракта, несостоятельны… Судом установлено, что Минобороны России неоднократно предпринимало попытки изменения цены контракта, однако из–за отсутствия согласованной позиции с ФАС России, полагающей, что в действующих нормативных правовых актах не определен порядок пересмотра цены государственного контракта, заключенного по результатам конкурса, не смогло оформить изменение цены», — написано в опубликованном 30 мая решении столичного арбитража.

У исполнительного директора ООО «Северное море» (судостроительная компания в Ленинградской области) Ольги Одаренко данное решение арбитражного суда вызывает недоумение.

«Пока такие решения выносятся, владельцы частных компаний будут спрашивать себя: “Зачем мне работать в условиях, когда контрагент имеет право на индульгенции со стороны суда или надзирающих органов?” Если коммерсантам при любом удобном случае угрожать расправами за нарушения сроков, отказ от выполнения контрактов, они будут отказываться от работы в рамках гособоронзаказа. Рыночная экономика многократно доказала свою эффективность, и никакие меры принуждения не сравнятся с правильной мотивацией. Арбитраж должен был возместить «Пелле» пользование ее деньгами по рыночной стоимости, даже исчисление таких выплат по ставке рефинансирования — обман, потому что «Пелла» не смогла бы получить заемные средства по ставке Центробанка. На мой взгляд, справедливой законодательной инициативой было бы введение презумпции приоритета коммерческих структур перед государственными. Каждое коммерческое предприятие, развиваясь, заплатит больше налогов, организует больше рабочих мест, даст технологическое развитие нашему государству«, — полагает руководитель «Северного моря».

СПРАВКА

  • Суда проекта 11982 разработало петербургское АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз”» по заказу Минобороны для проведения поисково–спасательных операций. Головное судно «Селигер» изготовили на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининградской области (передано Главному управлению глубоководных исследований министерства обороны РФ в 2012 году). Следующие — «Ладога» и «Ильмень» — военные заказали »Пелле«, где их заложили в 2014–м. «Ладога» включена в состав Балтийского флота, «Селигер» и «Ильмень» — Черноморского.
Читать также:
Судозавод «Пелла» подал новый иск к разработчику «Панцирь-М» на 714 млн рублей

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике