Минобороны РФ проиграло в апелляции дело о взыскании с Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» 840,8 млн рублей. Подобные решения выносятся и по искам других госзаказчиков. Эксперты говорят, что государственные ведомства вынуждены подавать иски к подрядчикам под давлением законодательства и внутренних регламентов, несмотря на отсутствие достаточных причин для судебных споров.
Долгий ремонт
Девятый арбитражный апелляционный суд не встал на сторону Минобороны и подтвердил решение Арбитражного суда города Москвы, который полностью отклонил иск министерства. Причиной иска стала просрочка ремонта сторожевого корабля «Неустрашимый» — ее «Янтарь» задержал на 623 дня. За это Минобороны засчитало неустойку на сумму 840,8 млн рублей.
«Неустрашимый» был построен на том же «Янтаре». Введен в эксплуатацию в 1993 году. По договору с Минобороны работы по ремонту корабля должны быть выполнены «Янтарем» в начале декабря 2021года, однако еще 16 августа 2023 года они не были завершены.
Ответчик – судозавод «Янтарь» (входит в ОСК) — пояснил, что просрочка вызвана ограничительными мерами, связанными с пандемией, частичной мобилизацией в РФ и санкциями со стороны ЕС.
Суд в ходе разбирательства установил, что для начала выполнения работ исполнителем заказчик должен составить, утвердить и передать исполнителю ведомости ремонтных работ. Минобороны первую такую ведомость утвердил с просрочкой в 1233 дня, ее уточненную версию – с задержкой в 2586 дней. Также заказчик несвоевременно передавал давальческие материалы, в ходе ремонта выяснилось, что нужно провести дополнительные работы, решения о которых принимались заказчиком с задержками.
Так как задержка работ со стороны заказчика кратно превышала по времени задержку со стороны исполнителя, то суд — со ссылкой на определение Верховного суда РФ — счел требования заказчика неправомочными.
Страсти вокруг «Спасателя Ильина»
Подобная настойчивость в попытках взыскать неустойки характерна не только для Минобороны. Присуща она и ФГУП «Дирекция госзаказчика морского транспорта», ведомство в начале июня подало апелляцию на отказ Арбитражного суда Москвы взыскать с судозавода имени Бутомы 373 млн рублей за просрочку строительства многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Ильин» мощностью 4 МВт стоимостью 3,7 млрд рублей.
Суд первой инстанции решил, что расчет неустойки не может включать в себя сумму уже выполненных работ и исключил из времени просрочки по исполнению контракта 852 дня. Эта просрочка, по версии суда, была обусловлена коронавирусными ограничениями, санкциями со стороны США и ЕС, а также те полгода с апреля по октябрь 2022 года, в течение которых правительством РФ вводился мораторий на начисление штрафных санкций на исполнение контрактов.
Суд отметил, что раз акт приема-передачи от 13 мая 2023 г. подтверждает исполнение обязательств по контракту в полном объеме, следовательно, неустойка, предъявленная госзаказчиком, подлежит списанию на основании решения Верховного суда РФ от 26 февраля 2024 года.
Бюрократическая обязанность
«Зачастую, связанные с государством заказчики не свободны в принятии решений о неподаче исков при наличии формальных оснований. Позиция контрольно-надзорных органов состоит в том, что решение об освобождении подрядчика от ответственности (или признания отсутствующими основания для ответственности) должен принять суд, а не сам заказчик. Иначе сложнее дифференцировать, когда заказчик принял такие решения обосновано, а когда по корыстным мотивам», – рассказал ранее Mashnews старший партнер Versus.legal Илья Алембаев.
Подобные иски обусловлены не только страхом обвинений в коррупции, но и прямой обязанностью подавать такие иски, добавил адвокат, старший юрист практики разрешения споров и банкротства юридической компании «Инноправо» Михаил Ялынычев.
По его словам, в соответствии с бюджетным законодательством РФ государственные органы рассматриваются в качестве администраторов (главных администраторов) доходов бюджета. Бюджетный кодекс определяет перечень их обязанностей (ст. 160.1 БК РФ). Такие обязанности также могут быть дополнительно расширены другими нормативно-правовыми актами.
Например. обязанность по принятию мер по взысканию дебиторской задолженности и штрафных санкций вытекает из приказа Минфина России от 18.11.2022 № 172н. Приказ Минфина предусматривает утверждение регламента, который должен содержать необходимые мероприятия по взысканию дебиторской задолженности перед администратором бюджета (государственным органом), говорит он.
СПРАВКА MASHNEWS
- АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» зарегистрирован в 1993 году в Калининграде. Исторически восходит к заводу компании Union Giesserei Königsberg, занимавшейся выпуском машиностроительной продукции в Кенигсберге. В 2008 году ПСЗ «Янтарь» вошел в состав ОСК. «Янтарь» может строить суда спусковым весом до 12 тыс. тонн. В постсоветский период завод загружен в основном оборонными заказами.